Главная > Автоистория > Автоистория
 

В одной лиге с "Мерседесом": дипломатия канонерок


Opel Kapitan A (1964)
Если в 50-е "Опель" пытался играть на поле "Мерседеса", то в следующей декаде, чувствуя за спиной мощную финансовую и инженерную поддержку General Motors, менеджеры из Рюссельсхайма решили, что пора навязывать конкурентам свои правила. К 1964 году волны, поднятые крушением аэростиля, улеглись, и на смену "детройтскому барокко" по обе стороны Атлантики пришел лаконичный линейный стиль. Рисуя новые большие "Опели", дизайнеры GM использовали уже реализованную ими тему Chevy II, впоследствии также послужившую источником вдохновения при создании ГАЗ-24.

И хотя в ФРГ General Motors владели всего одной маркой, американцы попытались внедрить на немецкой земле практику, именуемую badge engineering, т. е. когда одна и та же, в общем-то, машина выпускается под разными названиями, различаясь лишь уровнем отделки и, реже, двигателями. В отношении нового флагмана badge engineering подразумевал выпуск сразу трех моделей: сперва начали производство базовой модели (Kapitan), а годом позже - более люксовой (Admiral) и машины самого высшего класса (Diplomat). Это была уже не конкуренция, а какая-то дипломатия канонерок - "Опель", не стесняясь, демонстрировал силу.

Флагманский Opel образца 64-го года был совсем не похож на старый Kapitan P2 и являлся настоящим гигантом: 4948х1902х1445 мм. Заостренный наподобие меча нос и прямоугольные фары придавали облику машины пока еще редкую в Европе агрессивность. Вот только мотор поначалу не соответствовал внушительному дизайну. В первый год выпуска автомобиля под капотом можно было обнаружить лишь довоенного происхождения "шестерку" объемом 2586 куб. см и мощностью в 100 л. с. При 1380 кг снаряженной массы новый Kapitan разгонялся до 156 км/ч.

Opel Diplomat A (1965)
Opel Diplomat A (1965)


С добавлением в линейку KAD (такое обозначение принято для этой троицы в немецкой литературе) "Адмирала" старый силовой агрегат уступил место новому шестицилиндровому мотору объемом 2874 "кубика" с отдачей в 125 л. с. Скорость возросла до 168 км/ч. Для премиум-класса показатель средний. Через два года появится двухкарбюраторная версия (136 л. с.) этого двигателя, но и тогда, на пике культа скорости, 174 км/ч не были чем-то выдающимся. "Ровесник" семейства KAD Mercedes W108, безусловно, удержал бы позиции штутгартской марки, если бы у "Опеля" не было козыря в рукаве. И козырь этот звался Chevrolet V8. Типичный американский мотор, низкооборотистый, с большим рабочим объемом, он демонстрировал "паровозную" тягу на "низах" и развивал приличную мощность. Для Opel Diplomat в стандартной комплектации и для Admiral в качестве опции предлагался 4,6-литровый вариант "восьмерки". Чудо-мотор агрегатировался только с АКПП, увеличивал массу авто на полтора центнера, зато его 190 сил хватало, чтобы "раскочегарить" огромный седан до 200 км/ч.
Купе Opel Diplomat A (1965)
Купе Opel Diplomat A (1965): самый быстрый дорожный автомобиль ФРГ
И это был не предел: можно было заказать Diplomat с V8 объемом 5,4 л (230 л. с., 427 Н·м). "Сотню" такой лимузин "брал" за восемь с половиной секунд, а "максималка" достигала 205 км/ч. В том же 65-м была выпущена ограниченная партия купе Diplomat, которое за счет чуть меньшей массы и лучшей аэродинамики было даже немного быстрее седана. Соперники "Опеля" оказались не готовы к такому прорыву, и некоторое не очень продолжительное время Opel Diplomat был самой скоростной дорожной машиной, выпускаемой на территории ФРГ. При этом цена оставалась вполне конкурентоспособной: KAD не покушался на величественный Mercedes 600 (W100), предпочитая "разбираться" с обыкновенным S-классом.

План GM удался, и KAD отбирал покупателей у "Мерседеса". Прошло три года, прежде чем Штутгарт нашел ответ на дерзкий выпад из Рюссельсхайма. В марте 68-го дебютирует Mercedes 300 SEL 6.3 с титанической "восьмеркой" от W100 мощностью 250 л. с. Так началась первая битва объемов, и развязал ее не Mercedes, и не BMW, а скромный "Опель".

Opel Admiral B (1969)
Opel Admiral B (1969)
В 69-м KAD пережил серьезное обновление: машине переработали подвеску (раньше она была по-американски мягкой, и не всех европейцев это устраивало) и сделали новый кузов. Длина и ширина немного сократились, уменьшился вес. Этим "Опель" пытался сделать машину чуть более европейской и сохранить свою долю рынка под напором более современных конкурентов. Инженеры "Опеля" сумели форсировать 2,8-литровую "шестерку" до 132 л. с. в версии с одним карбюратором и 145 - с двумя. Динамика несколько улучшилась: до 175 и 182 км/ч соответственно. Из "восьмерок" уцелела только более мощная, а место меньшей в 71-м занял впрысковый вариант все той же "шестерки" (165 л. с., 189 км/ч). Но, как это часто бывает, сиквел оказался хуже прообраза. Внешне KAD поскучнел, в особенности это касается Diplomat, который в подражание "Мерседесу" получил вертикальные блок-фары. Но только в случае "Опеля" такое расположение светотехники не гармонировало с фальшрадиатором.
Opel Diplomat B (1969)
Opel Diplomat B (1969): неудачное решение носовой части
"Опель" начал терять своего покупателя. Выпуск Kapitan свернули еще в 70-м, оставшиеся две модели дотянули до 77-го, постепенно сдавая позиции. По сути, семейство KAD "угробил" топливный кризис, вызванный Войной Судного дня, когда в условиях новых цен на нефть вдруг выснилось, что мощная "шестерка", оказывается, помимо грязного выхлопа, еще и на редкость прожорлива. Что уж было говорить о V8, выпускавшемся без изменений почти десять лет. Вдобавок, сыгравший премьеру в 72-м Mercedes W116 был на голову выше прежней модели. Он получился мощнее KAD, продуманнее его и надежнее. Так что долгий выпуск второго поколения KAD можно объяснить лишь тем, что пострадавшая от кризиса GM попросту не имела ресурсов подготовить замену устаревшему европейскому флагману.

Купе Opel Rekord 6 (1964)
Купе Opel Rekord 6 (1964)


Но вернемся в благополучные 60-е. Почувствовавший силу "Опель" решился заполнить ниши между утилитарным Rekord и шикарным KAD. Первая попытка состоялась в 64-м с выходом Opel Rekord 6, когда обычный с виду Rekord A укомплектовали 100-сильной "шестеркой" объемом 2,6 литра. Машина разгонялась до 165 км/ч с кузовом седан и 170 - купе. Отличный показатель для тех лет. Сбывалась мечта конструктора Ганса Мерсхаймера, считавшего, что автомобили Opel должны ехать по левому ряду автобанов. Поколение Rekord B (1965) унаследовало мотор, а вот в 67-м с очередным обновлением кузова поменялась и силовая установка. Теперь это был "урезанный" до 2,2 л двигатель KAD. Отдача составила 95 л. с., и скорость упала до 160 км/ч. В это же время было принято решение выделить шестицилиндровые "Рекорды" в отдельную модель, попутно обогатив комплектацию и навесив еще немного хрома на кузов. Новинку решили "вписать" во флотскую номенклатуру, но именовать престижную машину "Мичманом" ни у кого рука не поднялась, и автомобиль, занимающий на рынке позицию ниже "Капитана", имел более высокое звание - "Командор" (Commodore).

Opel Commodore A (1967)
Opel Commodore A (1967)
Первые экземпляры Commodore сошли с конвейера в конце 1967 года. Подкапотное пространство оккупировал один из трех вариантов шестицилиндрового мотора. Это были уже знакомый нам 2,2-литровый (95 л. с.) и новый 2,5-литровый с одним (115 л. с.) или двумя (130 л. с.) карбюраторами. "Отпочковывая" Commodore от Rekord, конструкторы не ограничились одной лишь заменой шильдиков с названием. Была доработана коробка передач, стали более спортивными настройки подвески. С самого начала Commodore позиционировался как машина для молодых и успешных, этаких "яппи" 60-х. Поэтому Commodore красили в яркие цвета и начиная с 69-го обильно украшали только что вошедшим в моду пластиком. Что важно, цена при этом оставалась в разумных пределах.

Opel Commodore GS (1969)
Opel Commodore GS (1969)
Конечно, для такой целевой аудитории 2,2-литровый мотор не подходил совершенно, и его вскоре исключили из производственной программы. Более крупный двигатель быстро форсировали до 120 л. с. в исполнении с одним карбюратором и 132 - с двумя. Последний звался GS (сокращение от Grand Sport - по аналогии с "мускулистым" Buick тех же лет) и в варианте с кузовом купе достигал 182 км/ч. В 1970-м появились экстремальные модификации - инжекторная GS/E (150 л. с., 192 км/ч) и двухкарбюраторная GS 2.8 (145 л. с., 190 км/ч). Opel Commodore создал свою рыночную нишу, в которую "Мерседес" не мог проникнуть в силу консервативности, а BMW - в силу намеренно завышенной цены на свою продукцию.

В 1972 году после очередного "переодевания" модели Rekord обновился и Commodore. Задумавшись об экологии, "Опель" слегка дефорсировал модификации начального уровня, вернувшись к цифрам в 115 и 130 л. с. А вот новый GS/E стал еще мощнее. Теперь на него ставили впрысковую версию "шестерки" объемом 2784 куб. см. На выходе этого мотора снимались 160 л. с., позволявшие машине мчаться со скоростью 196 км/ч. Commodore GS/E второго поколения выпускался только как купе, красился в огненно-красный цвет, крыша машины была обита черным винилом, а на "носу" ставились дополнительные фары. Иными словами, идеальный "имиджевый" автомобиль. В гамме "Мерседеса" с ним могло поспорить лишь купе 280 CE, но стоило оно почти вдвое дороже, да и выглядело куда менее импозантно.

Opel Commodore GS/E (1972)
Opel Commodore GS/E (1972): мечта молодых и успешных


В отличие от KAD "Коммодор" не очень сильно пострадал от неурядиц с поставками бензина. С 74-го года машина выпускалась с относительно экономичными карбюраторными вариантами 2,8-литрового силового агрегата (130 или 142 л. с.). Но и они позволяли "горячим головам" укладывать стрелку спидометра на отметку 180 и дальше и достигать "сотни" за 10 секунд. Модификация GS/E оставалась доступной по специальному заказу, правда, ее мотор потерял пять "лошадок".

Судьбоносным для "Опеля" должен был стать дебют очередного поколения модели Rekord, намеченный на 1977 год. Но это событие уже выходит за рамки данной статьи.



Ссылки по теме



материал подготовил: Евгений Демин

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа