Главная > Автоистория > Автоистория
 

В одной лиге с "Мерседесом": заграница нам поможет


Opel Landaulet (1910)
На заре автомобильной эры считалось нормой, что каждый уважающий себя производитель имеет в гамме так называемую репрезентативную модель. Полноценный флагман, большой, мощный и комфортабельный. "Опель" не был исключением. Добившись звания поставщика кайзеровского двора, фирма из Рюссельсхайма в 1910 году построила весьма солидный ландолет, оснащенный двигателем рабочим объемом 8750 куб. см. Отдача в 65 л. с. позволяла двухтонной машине разгоняться до 120 км/ч. Инженеры "Опеля" приложили немало усилий, чтобы монаршьи поездки не срывались по причине частых поломок. Так, в системе зажигания на каждый цилиндр приходилось по две свечи, а конструкция масляного насоса была предельно простой и исключительно надежной: цепь с черпалами захватывала масло из поддона и сливала его в лоток, по которому масло растекалось к требующим смазки узлам.

Во второй половине 20-х в Рюссельсхайме попытались наладить производство лимузинов Opel Regent с восьмицилиндровыми силовыми установками, но грянул экономический кризис 1929 года, и "Опелю" стало не до представительских машин. Кончилось все тем, что контроль над немецкой фирмой перешел к "Дженерал моторс".

Opel Super 6
Opel Super 6
Вплоть до середины 30-х "Опель" выпускал скромные семейные автомобили с двигателями объемом не более двух литров. Но по мере преодоления последствий Великой депрессии спрос на дорогие авто в Германии начал расти. И хотя слоганом "Опеля" по-прежнему оставалась фраза "Посадим Германию на колеса", упускать свою долю на расширяющемся рынке престижных моделей боссы из GM не хотели. В ноябре 1936 года был начат выпуск Opel Super 6. По правде говоря, это был своеобразный пробный шар, поскольку уверенности в том, что немцы станут покупать дорогой "Опель", ни у кого не было. Как оказалось, станут. Высокий рамный Super 6, "одетый" в слегка отретушированный кузов скромного седана Opel 2-litre, бестселлером не стал, однако за два года удалось продать свыше 46 тысяч автомобилей этой модели, и такие цифры обнадеживали. Не блистая экстерьером, Opel Super 6 воплотил ряд довольно-таки передовых инженерных решений. Под капотом размещалась верхнеклапанная рядная "шестерка" объемом 2473 куб. см и мощностью 55 л. с. Коробка передач была трехступенчатой и полностью синхронизированной. Переднюю независимую подвеску выполнили по экзотической схеме Дюбонне: упругим элементом служила пружина с телескопическим амортизатором внутри, располагавшаяся в заполненном маслом литом корпусе, играющем одновременно роль поворотного шкворня. Узел показал себя очень надежным и в конце 30-х применялся на всех новых моделях "Опеля". Единственный недостаток такой подвески - необходимость прилагать существенные усилия при повороте.

Opel Admiral: бобровый хвост
Opel Admiral: бобровый хвост
В следующем 1937 году фирме "Опель" исполнялось ровно 75 лет. Событие это решили отметить выпуском модели высокого класса, стоящей на ступень выше, чем Super 6. В этот раз заокеанские хозяева уделили разработке несравнимо больше внимания. Кузов будущего флагмана нарисовали в знаменитой "Секции эстетики и цвета" "Дженерал моторс", а талантливый стилист Фрэнк Херши был назначен куратором художественного оформления машин "Опеля". Уже на компактных моделях 1936 года головные фары "Опелей" были упрятаны под створки капота - решение, на которое корпорация GM пока боялась идти в США. Самый большой "Опель" не только унаследовал этот элемент оформления, но и сделал его еще авангарднее: фары были не круглыми, а эллипсоидными, вытянутыми по вертикали. В отличие от новейших компактов Olympia и Kadett представительская машина не получила несущего кузова, однако за счет более чем пятиметровой длины ее силуэт все равно выглядел низким и стремительным. Многим нравился сильно вытянутый плавно ниспадающий к заднему бамперу багажник, прозванный "бобровым хвостом" (запоминающаяся корма вообще присуща традициям американского дизайна - вспомните "лодочный хвост" Auburn или багажники Lincoln Mark III - VIII).

Opel Admiral
Opel Admiral


Машина дебютировала осенью на франкфуртском салоне под именем Opel Admiral: в Рюссельсхайме начали выстраивать знаменитую "флотскую" номенклатуру. "Адмирал" был крупнее и ощутимо просторнее прямых конкурентов Mercedes 320, Audi 920 или Wanderer W26, дешевле их и, благодаря аэродинамичному кузову, быстрее. В общем, это был настоящий лидер в верхнем сегменте бизнес-класса. Под капотом стояла хорошо сбалансированная верхнеклапанная "шестерка" объемом 3,6 л, такая же, как у грузовика Opel Blitz, только форсированная до 75 л. с. (видимо, показатель подогнали под юбилей). Максимальная скорость авто массой 1605 кг составляла 132 км/ч. В ходовой части использовалась все та же независимая подвеска Дюбонне спереди, сзади стояли типовые листовые рессоры.

Opel Admiral: указатель поворота
Opel Admiral: указатель поворота
В целом довольно строгий автомобиль все равно получил пару ярких узнаваемых деталей. Во-первых, атавистические подножки, которые сходили на нет к середине передней двери и были пригодны разве только для того, чтобы удобнее было разбираться в моторе; во-вторых, поворотные указатели семафорного типа - при повороте над передним крылом поднимался красный флажок из оргстекла. Сам "Опель" выпускал "Адмирал" в двух кузовах: лимузин и четырехдверный фаэтон (рамный кузов обеспечивал достаточную жесткость), но при этом продавались также и "раздетые" машины, на которые можно было установить заказной кузов в частном ателье. Особой популярностью пользовались изделия Hebmueller и Glaeser, стоившие почти в полтора раза дороже серийной модели. В соответствии с высоким статусом машины комплектация "Адмирала" была способна удовлетворить запросы даже самого привередливого немца. Как опция предлагалось даже чудо из чудес - специальный автомобильный радиоприемник фирмы Blaupunkt.

Машину погубил общий с грузовиком двигатель: осенью 1939 года правительство рейха потребовало резко увеличить производство трехтонок Opel Blitz для нужд фронта, и "Адмирал" стал первой жертвой новой вспышки немецкого милитаризма. Всего было выпущено 6404 экземпляра данной модели.

Перед войной "Опель" успел выпустить еще одну замечательную машину. Речь идет, конечно же, об Opel Kapitan, пришедшем на смену устаревшему Super 6. От предшественника "Капитан" позаимствовал только шестицилиндровый мотор и КПП, все остальное было полностью новым. Внешне это был даже еще более американский автомобиль, чем "Адмирал". К тому времени корпорация GM бросилась догонять ушедших было вперед конкурентов по "большой тройке" и вслед за ними перешла к использованию "полупонтонной" схемы кузовов, развивавших стиль уже ставшего легендарным Cord 812. Задние крылья превратились в рудименты, а передние стали существенно ниже и выглядели более интегрированными с собственно кузовом. Головные фары разместили в передних крыльях, при этом "Опель" отказался от примитивной круглой светотехники, использовав рассеиватели сложной формы. Похоже, эксперименты с головными фарами были в те годы одним из излюбленных занятий "Секции эстетики и цвета".

Opel Kapitan
Opel Kapitan


С дебютом Opel Kapitan в немецком верхнем среднем классе впервые появилась машина с несущим кузовом (следует заметить, что в те годы только "Опель" и "Ситроен" серийно выпускали автомобили с несущими кузовами), из-за чего, прибавив в длине около 30 см, лучше оснащенный "Капитан" стал лишь на 70 кг тяжелее рамного Super 6. Вновь на высоте оказалась аэродинамика: коэффициент лобового сопротивления двухобъемного кузова "Капитана" был самым низким в классе, что помогло 55-сильной машине достигать на пике 126 км/ч и быть быстрее более мощного Mercedes 230.

В передней подвеске отказались от сложной схемы Дюбонне, перейдя к более привычной нам "двухрычажке". Двигатель удалось разместить между пружинами подвески, а значит, сдвинуть его вперед, освобождая дополнительное место для салона. Высокие ходовые качества Opel Kapitan позволят ему войти в число любимых штабных машин вермахта. Один из таких "Капитанов" в 1943 году попадет в руки конструкторов ГАЗа, и они без серьезных изменений перенесут переднюю подвеску и рулевое управление немецкой машины на готовящуюся к производству "Победу". Несмотря на короткую жизнь на конвейере, "Капитан" успел обзавестись открытой версией, но объемы ее выпуска, понятное дело, оказались микроскопическими.

Не развяжи Германия Вторую мировую войну, скорее всего, "Опель" смог бы быстро закрепиться на лидирующих позициях на рынке представительских автомобилей. Однако, как тогда грустно пошутил президент "Дженерал моторс" Уильям Кнудсен, боссом немецкого филиала корпорации теперь стал мистер Гитлер. Производство легковых машин к началу 1940 года было полностью свернуто. Пройдет еще немало лет, прежде чем "Опель" снова начнет штурмовать достигнутые в конце 30-х высоты.



Ссылки по теме



материал подготовил: Евгений Демин

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа