Главная > Автоистория > Автоистория
 

В одной лиге с "Мерседесом": жил отважный Kapitan


Opel Kapitan (1948): Почти копия довоенной модели
Война закончилась, завод в Рюссельсхайме лежал в руинах, а побежденным немцам запретили выпускать легковые автомобили с двигателями больше полутора литров. Дешевый Opel Kadett был бы неплохим вариантом, но всю документацию и оборудование в счет репараций вывезли советские войска, так что машина возродилась уже как "Москвич 400". Сам же "Опель" сумел наладить выпуск грузовиков Blitz с "капитановским" 2,5-литровым мотором. Безрадостное существование некогда процветавшей фирмы длилось до 1948 года, когда представители General Motors, наконец, посетили свой немецкий филиал. Ограничения оккупационных властей к тому моменту существенно ослабли, и американцы решились на возобновление производства модели... Kapitan. Почему не малолитражной "Олимпии"? Да потому что сборка двигателей для "Капитана" уже была налажена и выпуск готовой продукции можно было начать намного быстрее, чем в случае с компактом.

Opel Kapitan'48 был почти точной копией довоенного хита. Почти - потому что, стремясь удешевить машину, боссы GM отказались от сложной головной оптики, заменив ее привычными "кругляшами". Сама машина не изменилась, но изменились времена, и шестицилиндровый силовой агрегат объемом далеко за 2000 "кубиков" считался титаническим. Прибавьте к этому 4,62 м длины, и перед вами настоящий лимузин. Именно так и воспринимался Kapitan в тяжелые послевоенные годы. Главным соперником большого "Опеля" стал Mercedes 220 (W187) в довоенном, в общем-то, кузове, так что не было ничего удивительного в том, что "Капитан" быстро возглавил список самых популярных авто в высших классах.

Opel Kapitan (1951)
Обратите внимание на задние крылья
Первые изменения Opel Kapitan перенес в феврале 1951 года. В угоду моде кузов получил удлиненные задние крылья (американский аэростиль вернул трехобъемные силуэты) и облицовку фальшрадиатора из толстых хромированных балок. Пожалуй, по-флотски элегантный Kapitan образца 51-го года был самым красивым из представительских европейских седанов своего времени. Все-таки понтонные рамные кузова конкурентов поначалу выглядели скучновато. Изменения, которым подвергся "Опель", не были чисто внешними: у двигателя немного возросла степень сжатия, и мощность поднялась до 58 л. с. Выросла и скорость автомобиля - до 128 км/ч. И вот здесь он уже существенно отставал от многих аналогов. Взять, например, британский Rover P4 75, чья "шестерка" объемом 2,1 л выдавала 75 л. с. Рамный "англичанин", весивший на 200 кг больше "Капитана", был вдобавок и быстрее - 135 км/ч. Счастье немцев, что британцы не видели перспективы в завоевании рынка континентальной Европы и экспортировали свои машины в США.

Opel Kapitan (1953)
Большой шаг вперед
В ноябре 1953 года "Капитан" снова модернизировали: машина стала длиннее, шире и ниже, окончательно исчезли с боковин отдельные крылья, снова поменялось решение передка. На боковой поверхности кузова появились хромированные молдинги, а в задних дверях - поворачиваемые форточки. Наиболее укомплектованные модификации получили даже противотуманные фары. Двигатель, все та же "шестерка" родом из 30-х, был форсирован до 68 л. с. Теперь "Капитан" мог мчаться со скоростью 138 км/ч. С этой версией боссы из GM попытались внедрить в Германии типично американскую стратегию продаж, основанную на постоянном "переодевании" старой платформы при сохранении консервативной "начинки". Стоимость таких обновлений была невысока, и базовую цену удалось удержать у отметки в 9600 марок. Продажи "Капитана" пошли в гору. При этом резервы по форсировке старого силового агрегата еще сохранялись: через год двигатель Opel Kapitan выдавал уже 71 л. с., и скорость достигла психологически важного рубежа в 140 км/ч.

Opel Kapitan (1955)
Еще больше и комфортабельнее
Размашистое "детройтское барокко" набирало обороты: хвостовые кили становились все больше, фары накрывались острыми козырьками, а оскал фальшрадиаторов начинал соперничать с акульей пастью. Европейцы с интересом поглядывали за смелой американской модой, и некоторые элементы кузовного дизайна стали пересекать Атлантику уже в 55-м. Opel Kapitan стал одной из первых старосветских машин, получившей плавники на задние крылья. Под капотом гарцевал табун в 75 "голов", и при увеличившейся на полцентнера массе "Капитан" снова был способен выжать 140 км/ч. Для более состоятельных клиентов предлагалась версия с удлиненной колесной базой и самой богатой комплектацией, включавшей такие приятные мелочи, как "лишние" пепельницы в задней части салона, подсветку гнезда прикуривателя и поручней над дверями и т. п. По заказу можно было оснастить машину коробкой передач с овердрайвом. В этом случае под задним стеклом ставилась прозрачная плекисгласовая табличка с недвусмысленной надписью "Overdrive". Opel Kapitan'55 по объемам продаж далеко превзошел как новый "большой понтон" Mercedes 220 (W180), так и "барочный ангел" BMW 501.

И тут у американских кураторов закружились головы. Кузов для следующего поколения Opel Kapitan целиком спроектировали за океаном и прислали немцам на завод уже в готовом виде - и чертежи, и полномасштабный макет: местными силами предполагалось дорабатывать только салон и мелкий внешний декор. Впервые на машине европейского бизнес-класса появились панорамные стекла (Panoramascheiben), ставшие причиной изменения индексации поколений: новинка 58-го года звалась Kapitan P1. Новый "Капитан" выглядел, как слегка уменьшенная в размерах Chevrolet Impala того же календарного года. Несмотря на почти не изменившуюся длину, пропорции машины исказились до неузнаваемости. Немцы оказались не готовы к столь радикальной смене имиджа своего давнего любимца и покупали Kapitan P1 не слишком охотно. Прояви дизайнеры GM чувство меры, и "Опель" снова оказался бы на коне, например, как это случилось годом ранее, когда отыграли премьеру Opel Rekord P1 - тоже с панорамными стеклами и хвостовыми плавниками, но при этом с куда менее агрессивным дизайном.

Opel Kapitan (1958)
Стилисты перестарались


Изменилась машина и внутри, стала еще богаче комплектация топ-версий. Более вместительным стал бензобак, более просторным - салон; лобовое стекло в дополнение к двухскоростным электрическим "дворникам" получило еще и омыватели.

История Kapitan P1 наглядно показывает, что у почти любой неудачи есть и положительные стороны. Вызвавший волну критики дизайн, как ни странно, пошел на пользу ходовым качествам: из-за уменьшившейся высоты машине удалось существенно понизить центр тяжести, благодаря чему улучшились и устойчивость, и управляемость. А панорамные стекла довели качество обзора до уровня кабины истребителя. В очередной раз поработали над доисторическим мотором. Увеличив степень сжатия до 7,5:1, инженеры "Опеля" довели отдачу двигателя до 80 л. с. Тяжелый Kapitan разгонялcя с места до "сотни" за 18,6 с, а предельная скорость теперь составляла 142 км/ч.

Если задуматься, то мы обнаружим, что к концу 50-х Kapitan занял место довоенного "Адмирала" как в гамме "Опеля", так и в иерархии западногерманского автомобилестроения вообще. И пусть вас не смущают скромные по нынешним временам 2,5 л рабочего объема. Самый "крутой" Mercedes W186 прекрасно обходился тремя литрами.

Opel Kapitan (1959)
Последнее поколение на старой платформе
В конце 1959 года дебютирует Kapitan P2. Аэростиль доживал последние годы, и размер хвостовых плавников, достигнув максимума в 59-м, пошел на убыль. Больше стало прямых лаконичных линий, плоских граней, поубавилось хрома, хотя этот элемент украшения автомобильных кузовов у Kapitan P2 еще присутствовал в достатке: широкий фальшрадиатор и два длинных молдинга по бортам блестели не хуже рождественской елки. Плоская крыша помогла устранить главный недостаток поколения P1 - крайне затрудненный доступ на задние сиденья (раньше приходилось сгибаться практически пополам). Зрительно "подсобравшись", машина, немного превосходя размерами "Капитан" предыдущего поколения (размеры P2 составляли 4831х1812х1512 мм), выглядела компактнее него.

В салоне обращал на себя внимание обновленный горизонтальный спидометр, шкала которого была выкрашена в три цвета: зеленый - до 50 км/ч, оранжевый - до 100 км/ч и красный - далее. Это, скорее, антураж для неискушенных автомобилистов, поскольку скоростной машиной Opel Kapitan образца 1959 года уже не считался. Несмотря на то что старый добрый шестицилиндровый двигатель расточили до 2605 куб. см, мощность по-прежнему не дотягивала до 100 л. с., остановившись на уровне 90 "лошадей". Максимум скорости составил 151 км/ч - ощутимо меньше, чем у самой медленной модификации нового Mercedes 220 (W111). Зато впервые в истории модели появилась возможность заказать Kapitan с настоящей автоматической КПП.

Было понятно, что дальнейшее совершенствование довоенной платформы не имеет смысла и для продолжения борьбы со штутгартцами необходима полностью новая машина. Но General Motors была не готова ее дать. Нет, с техникой все было в порядке - проблемы были с дизайном. В течение нескольких лет Детройт искал новый стиль, и переходные образцы с их торчащими из бортов ребрами и вычурным оформлением носовой части непременно отпугнули бы даже самых смелых европейцев. "Форд", рискнувший в начале 60-х привнести на старосветские модели отдельные элементы американского дизайна, потерпел неудачу: немецкий Taunus P3 прозвали "ванной", а британский Consul Classic просто не покупали.

"Классическая эпоха" закончилась. "Опель" не сдался, он просто взял паузу, и принципиально новые представительские авто этой марки начали сходить с конвейера в 64-м, но это были уже совсем другие машины.



Ссылки по теме



материал подготовил: Евгений Демин

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа