Главная > Автоистория > Автоистория
 

"Москвич" модели 400 и 401: рожденный в СССР
Москвич-400
Отечественный автопром повседневно и ежедневно ругают, причем совершенно заслуженно. Тридцать-сорок лет подряд строить ненадежные и уродливые, но зато дешевые машины - это не то достоинство, которое стоит воспевать. Можно, конечно, отдать должное русскому народу, который, как шутили когда-то, "соберет ракету из ничего, запустит в космос, и она полетит". А можно просто поностальгировать и вспомнить старые советские машины, обильные недостатки которых давно стерты из памяти, уступив место ореолу романтических воспоминаний... "Москвич", конечно, не ракета. Зато - как раз подходящий объект ностальгии "рожденных в СССР" и предмет вожделения начинающих поклонников ретрокаров. Еще это безотказная рабочая лошадка: на просторах необъятной нашей родины до сих пор вполне бодро бегают "Москвичи", сохранившиеся в отличном состоянии благодаря неустанной заботе владельцев. Если ознакомиться с историей этого автомобиля, становится ясно, что, несмотря на недотягивание до международных стандартов, он обладал массой достоинств. Например, высокой доступностью по сравнению даже с "Победой", а это уже очень и очень неплохо...

Новая эпоха в советском автопроме началась в 1945 году. Победившая страна медленно, но верно восставала из руин, и в числе прочих судьбоносных решений было принято решение о развитии автопрома. Задача стояла такая: в кратчайшие сроки выйти на мировой уровень и обеспечить каждого (в идеале) гражданина будущего коммунистического рая автомобилем, который, как известно, не роскошь, а средство передвижения.

Москвич


Послевоенное разделение Германии на ФРГ и ГДР подарило нашему автомобилестроению уникальную возможность: в руки конструкторов и инженеров попали не только трофейные автомобили и чертежи, но также целые заводы и конструкторские бюро. Неизвестно, как сложилась бы судьба "Москвича", если бы не один из этих трофеев, а именно Научно-техническое бюро автомобилестроения в г. Хемнице, принадлежавшее, кстати, компании BMW. Но тут сразу нужно сделать оговорку: конечно, некоторые разработки вышеупомянутого бюро были использованы в конструкции "Москвича", но не в таких объемах, которые давали бы право говорить о плагиате. Тем более что даже самые рьяные критики до сих пор спорят: считать ли "Москвич" плагиатом "Опеля-Кадетта" (по сходству формы кузова) или же все-таки BMW? В общем, давайте договоримся сразу: "Москвич" плагиатом не считать. Все-таки этот автомобиль обладает куда более яркой индивидуальностью, чем, например, ранние модели "Жигулей", почти полностью повторяющие "Фиат"...

Итак, 1947 год. МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), до войны выпускавший КИМы, воспользовался опытом зарубежных коллег и разработал первую модель "Москвича" - четырехдверный седан "Москвич-400". Экспериментальная модель была двухдверной - все-таки "Опель-Кадетт" повлиял на творческую фантазию конструктора. Четырехдверным первый "Москвич" стал отнюдь не на пустом месте: про это существует весьма любопытная история. Как известно, все хоть сколько-нибудь значительные достижения в области культуры, промышленности и прочих значимых отраслей в Советском Союзе в те времена должны были пройти одобрение лично Сталина. Во время апробации "Москвича-400" вождь народов возжелал лично проверить удобство салона и сел на переднее сиденье рядом с водителем. Разглядел приборную панель, посигналил, хмыкнул... и пригласил дрожащего от страха рядом с машиной конструктора тоже присесть. Тот побледнел от ужаса, но приказ не выполнил: чтобы пролезть на заднее сиденье, пришлось бы попросить генералиссимуса выйти, а это было немыслимо. Впрочем, Сталин был в хорошем настроении и просто приказал сделать так, чтобы "людям было удобно". Сделали, а что еще оставалось?

Москвич-400


Кстати, именно после введения этой модификации конструкция новой машины окончательно утеряла всякое сходство с "Опелем-Кадетом": для изменения компоновки понадобилось разработать принципиально новую арматуру кузова.

В общем, к началу 1947 года с конвейера уже вовсю сходили новые автомобили со стилизованным изображением Кремля на капоте и надписью "ЗМА". Первые "Москвичи" были четырехместными, с четырехцилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем объемом 1,074 л и наибольшей мощностью 23 л. с. (при 3600 об/мин). Максимальная скорость по шоссе (с полной нагрузкой вес приблизительно 1155 кг) составляла 90 км/ч, средний расход топлива (АИ-66) на 100 километров пути - 9 литров. Необычная передняя подвеска, задние рессоры и колеса R16 наделили эту модель некоторыми свойствами внедорожника - по крайней мере, по печально известным русским дорогам машинка пробиралась совсем не так уж и плохо.

Москвич-401


В процессе эксплуатации первых "Москвичей" был выявлен ряд конструктивных недостатков, полное устранение которых повлекло столь значительные изменения, что модифицированная модель получила новый индекс - "Москвич-401". В принципе непосвященным эти модели кажутся практически идентичными, но отличия все же существуют: например, если на "Москвич-400" поворотники ставились силами самих автолюбителей и зачастую в самых неожиданных местах, то на "Москвиче-401" подфарники уже вошли в заводскую комплектацию. Также были ликвидированы многочисленные мелкие дефекты, доставлявшие мало радости владельцам: легко ломающиеся механизмы дверных ручек и замка капота, не очень хорошая пылезащита, недостаточная устойчивость к коррозии и периодическое появление трещин на поверхности кузова. Защиту кузова удалось улучшить при помощи модификации состава покрытия, а проницаемость для пыли понизилась после установки дополнительных усилителей и применения двухрядной точечной электросварки. Кстати, несмотря на увеличение габаритов некоторых частей и введение усилителей, "Москвич-401" не стал, как можно было предположить, значительно тяжелее: этого удалось достичь за счет точечного облегчения многих узлов конструкции - например, каркаса сидений. Технические характеристики "Москвича-401" не сильно отличались в лучшую сторону: из принципиально важного можно упомянуть разве что мощность двигателя, возросшую с 23 до 26 л. с.

Харьковский турист. Выставка автоэкзотики


Стоит подробнее поговорить и о различных модификациях кузовов, ставившихся как на "Москвич-400", так и на "Москвич-401". Самый первый кузов, четырехдверный седан, имел индекс 420, его же кабриолетная модификация с мягким складным верхом называлась 420А. Также существовал медицинский седан 420М, оснащенный фарой над ветровым стеклом, моющейся обивкой салона и внушительным набором необходимого медицинского оборудования внутри. "Москвич" можно было использовать и для перевозки грузов: для этих целей было создано аж две модели - деревянный фургон 422 и шасси с кабиной 420Б, подходящие для установки самых разнообразных грузовых кузовов.

"Москвич", по отзывам владельцев, отличается, помимо всего прочего, комфортным салоном, отличной маневренностью и управляемостью. Возможно, эти отзывы чересчур восторженны - но тем не менее трудно не восторгаться этим автомобилем. Хотя бы как осколком безвозвратно ушедшей эпохи.



Ссылки по теме



материал подготовил: Сергей Василенков

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа