Во всем мире борются с автомобильными пробками, ибо они есть несомненное зло. А возможно, что и абсолютное. Бытует мнение, что причиной всему недостаточная пропускная способность дорог или же слишком большое количество автомобилей - что по большому счету одно и то же.
Однако в Университете Эксетера (Великобритания) считают, что дело в другом. Британские ученые обратили внимание на то, что заторы нередко образуются без каких-либо видимых причин. Не было аварии, не ведутся ремонтные работы, наконец, на дорогу не выскочили демонстранты, протестующие против дорожных пробок - а машины все равно выстроились длинной цепью и ползут короткими рывками.
Но не зря у математиков Эксетера за плечами высшее образование, а во лбу семь футов. Вместе с коллегами из Бристоля и Будапешта они разработали компьютерную модель формирования пробок. И выяснили, что из-за одной паршивой овцы может пострадать все стадо. Для этого достаточно лишь затормозить сильнее, чем того требуют обстоятельства.
В качестве наглядного примера можно привести такую ситуацию. Дано: довольно-таки оживленная скоростная трасса (по 10-15 автомобилей на километр). И вдруг один из водителей видит впереди какое-то препятствие - например, машину, пытающуюся развернуться со встречной полосы. Если он прозевает этот момент или же неправильно оценит обстановку и затормозит резко, это вызовет цепную реакцию: следующий за этим автомобиль затормозит еще сильнее, третий - еще сильнее, и это "домино" может складываться очень долго, насколько хватает машин. Ну а поскольку начать движение всем сразу невозможно, те, кому не повезло оказаться в самом хвосте, могут прождать довольно долго, пока им удастся тронуться с места.
Вообще говоря, математики нарисовали вполне правдоподобную картину. Следует, однако, иметь в виду, что это лишь один из возможных сценариев, который не может опровергнуть теорию о том, что машин много, а дорог мало.
Источник:
The University of Exeter
Ссылки по теме:
Вокруг света: дорожные пробки