После многих лет теоретических разработок немецкий инженер Феликс Ванкель (Felix Wankel) впервые представил прототип роторно-поршневого двигателя еще 50 лет назад, в 1957 году. Через 10 лет, 30 мая 1967 года, с конвейера сошел первый автомобиль компании "Мазда", оснащенный мотором, который работал по этому принципу. Сегодня исполняется ровно 40 лет с этого знаменательного события.
"Мазда" не была первой компанией, принявшей на вооружение двигатель Ванкеля, - машины, оснащенные роторно-поршневыми моторами, выпускали компании NSU и Citroen, пытались разработать в "Мерседес-Бенц" и "Шевроле", да и наш родной ВАЗ довольно долгое время сражался на этом фронте. Но получилось так, что сейчас только в "Мазде" сохранили верность "ванкелям": спортивные автомобили Mazda RX-8 как раз оснащаются такими моторами.
Дело в том, что в сравнении с обычными 4-тактными цилиндровыми моторами, двигатель Ванкеля - это нечто внеземное. Что ротор, что статор имеют хитрые формы, за счет чего, собственно, вся эта конструкция и работает. И, повозившись какое-то время с совершенствованием надежности "ванкелей", большинство компаний свернули эти разработки: с цилиндрами было и привычнее, и проще.
И все же роторные двигатели имеют ряд неоспоримых преимуществ. Одно из них - существенно более высокий КПД. В вышедшем 40 лет назад спорткупе Mazda Cosmo с 1 литра объема запросто сняли 110 л. с. И это еще далеко не предел для моторов такого типа, что с успехом и доказывает японская компания все эти четыре десятилетия. Достаточно отметить, что устанавливающийся в Mazda RX-8 двигатель RENESIS 13B-MSP был признан лучшим двигателем 2003 года.
Источник: Motor Authority