Главная > Автоистория > Автоистория
 

Старый "новый" Fiat


Fiat 500 на выставочном стенде
Почему некоторые автомобили, интересные в техническом или стилистическом решении, забываются сразу же после того, как сходят с производства? А другие становятся подлинным символом целого поколения или даже страны? В каждом конкретном случае причины будут разными, но вот общей предпосылкой такого уникального успеха, пожалуй, будет появление автомобиля в нужное время и в нужном месте. И способность его создателей к сочетанию техники и чувств. Одним из таких автомобилей стал Fiat Nuova 500, дебютировавший 4 июля 1957 года.

Почему Nuova, то есть "новый"? Дело в том, что с 1936 по 1955 год выпускался Fiat 500, получивший за свои размеры и внешность прозвище Topolino ("Мышонок"), которое впоследствии стало официальным названием модели. Но именно Nuova 500 оказался тем самым автомобилем, который помог удовлетворить потребность итальянцев, да и жителей других стран, в индивидуальном транспортном средстве.

Fiat 500 Topolino
Прозвище Topolino вскоре стало официальным названием первого Fiat 500 (1936-1955)
Его выпускали 18 лет, с 1957 до 1975 год, и всего с конвейера сошло 3 893 294 машины. Автомобильные историки отсчитывают начало завершения послевоенного "чрезвычайного положения" в автомобильной промышленности Италии с Nuova 500. И вместе с ним "бедная, но красивая" страна стала избавляться от первого эпитета в определении, точно характеризующем ее в 40-50-е годы прошлого века. Кстати, на дорогах и улицах городов Италии до сих пор можно встретить Fiat 500, тогда как многие автомобили, выпускавшиеся одновременно с ним, тот же Fiat 600 например, исчезли практически полностью. Многие владельцы Fiat 500 берегут его, потому что любят, - этот автомобиль, появившись точно вовремя, подарил жителям Апеннин ощущение свободы. Пускай только свободы передвижения. Но разве этого мало?

Fiat 500
Классический Fiat 500 с убранной тканевой крышей


Работы по созданию Fiat 500 возглавлял Данте Джакоза, один из ведущих специалистов компании. Он родился в Риме 3 января 1905 года. В 1927 году закончил Политехнический институт в Турине и в возрасте 22 лет стал сотрудником "Фиата", обратившись по
Автомобильный инженер и дизайнер Данте Джакоза
Данте Джакоза (1905-1996)
объявлению в газете. В дальнейшем вся его жизнь была связана с этой компанией. До 1970 года он занимал здесь различные ответственные должности и, даже покинув "Фиат", продолжал оставаться консультантом. Умер в Турине 31 марта 1996 года.

Для нас синьор Джакоза как родной. Ведь именно он спроектировал автомобиль Fiat 124, который стал победителем конкурса "Европейский автомобиль года - 1966" и от которого пошло все семейство "Жигулей". Кроме того, он являлся разработчиком того самого 500 Topolino, а также 1100, Campagnola, 600 и 600 Multipla, Autobianchi Primula (первый итальянский автомобиль с приводом на передние колеса и поперечным расположением двигателя), Autobianchi A112, Fiat 125, 126 и 128 (победитель конкурса "Европейский автомобиль года - 1969"). И это только часть из того, что было создано этим талантливым инженером и дизайнером. Он был удостоен многих наград, но, наверное, самой важной из всех стал приз Golden Compass - престижная награда в области индустриального дизайна, врученная ему в 1959 году именно за Fiat Nuova 500.

Схема Fiat 500
Расположение узлов и агрегатов Fiat 500


Решение о разработке этого автомобиля было принято на заседании руководства "Фиата", состоявшемся 18 октября 1954 года. Ровно через год, а затем в январе 1956 года состоялись демонстрации опытных образцов. Любопытно, что показ проходил в парке местечка Ступиниджи, расположенного в пригороде Турина, причем это был парк, открытый для свободного посещения, и любой желающий мог увидеть перспективные модели "Фиата". Восхитительная простота нравов середины XX века!

Рекламный плакат Fiat 500, 1957 год
Рекламный плакат Fiat 500, 1957 год
Наконец, в середине 1957 года, автомобиль был готов к производству. Новинку встретили довольно прохладно. Слишком спартанским оказался новый "пятисотый". Про него хотелось сказать словами булгаковского персонажа: "Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!" Ни тебе стеклоподъемников, ни задних сидений, ни даже заднего окошка. Все дополнительное оборудование заключалось в домкрате, помещенном в брезентовый чехол. Fiat 500 был рассчитан на перевозку только двух человек, правда, в него можно было загрузить еще 70 кг багажа. При габаритах 2970 × 1320 × 1325 мм автомобиль весил 470 кг. Расположенный сзади двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения при рабочем объеме 479 куб. см выдавал 13 л. с. Коробка передач была четырехступенчатая. Тормоза гидравлические. Автомобиль развивал максимальную скорость 85 км/ч и расходовал в среднем 4,5 л бензина на 100 км.

Девушка и Fiat 500
Кроме этой девушки здесь могут уместиться еще три
Продавался Fiat 500 за 465 000 лир. Но покупатели предпочитали ему выпускавшийся с 1955 года четырехместный, с более мощным двигателем, лучше оснащенный Fiat 600, хотя тот и стоил 590 000 лир. В компании быстро приняли меры к исправлению ситуации, и уже через три месяца после начала производства Fiat 500 на Туринском автосалоне были представлены модификации 500 Normale и 500 Economica. Несмотря на скромные названия, они располагали уже четырьмя сиденьями и двигателем с увеличенной до 15 л. с. мощностью, что позволило довести максимальную скорость до 95 км/ч при расходе топлива 5 л на 100 км. При этом версия Economica стоила на 25 000 лир меньше, чем первые "пятисотые". Версия Normale получила многочисленные изменения в салоне, например опускающиеся боковые стекла, солнцезащитный козырек, а также различные хромированные элементы отделки кузова. Правда, и цена этой версии увеличилась до 490 000 лир.

Что здесь сработало, снижение цены, повышение уровня комфорта или что-то еще, с уверенностью сказать невозможно, но с этого момента началось победное шествие Fiat 500 по дорогам страны. Летом 1958 года была выпущена версия 500 Sport с закрытым кузовом, рабочий объем двигателя которого был увеличен до 499 куб. см. Изменениям подверглись распредвал, клапаны, головка блока и топливная система. В результате мощность увеличилась до 21,5 л. с., а максимальная скорость достигла 115 км/ч. Однако эта версия вновь была двухместной с задней скамейкой, которая не предназначалась для пассажиров. В 1959 году появилась открытая (вернее, полуоткрытая, поскольку тканевую крышу можно было сдвинуть только над передними сиденьями), более дешевая модификация модели 500 Sport. Сиденья на ней были сделаны из синтетической, легкомоющейся ткани чаще всего красного цвета.

Fiat 500 Sport 1959
Fiat 500 Sport 1959 года


В мае 1960 года произошло заметное событие - был выпущен Fiat 500 Giardiniera с кузовом универсал. Чтобы повысить вместимость грузового отсека, колесная база была увеличена на 10 см, и теперь габариты автомобиля составляли 3182 × 1323 × 1354 мм. Пустой автомобиль весил 555 кг, а полностью загруженный - 875 кг. На нем был установлен двигатель рабочим объемом 499 куб. см, развивавший 17,5 л. с. и обеспечивавший максимальную скорость 95 км/ч при расходе топлива 5,2 л на 100 км. Если на предыдущих модификациях Fiat 500 двигатель размещался вертикально, то на Giardiniera было применено горизонтальное расположение, чтобы обеспечить сзади плоскую поверхность для удобного размещения груза. Универсал был рассчитан на перевозку четырех взрослых и 40 кг багажа, при этом заднее сиденье можно было сложить для увеличения вместимости. Если в автомобиле ехал только водитель, то он мог перевезти до 200 кг груза.

Производство Giardiniera было передано компании Autobianchi в 1966 году, с середины 50-х частично принадлежавшей "Фиату", а затем и полностью вошедшей в его состав, которая выпускала эту модель до 1977 года, тогда как производство Fiat 500 прекратилось в 1975 году. Из общего количества 458 000 Giardiniera на Autobianchi было выпущено 327 000 экземпляров.

Fiat 500 Giardiniera
Fiat 500 Giardiniera с кузовом универсал дебютировал в 1960 году


Осенью того же 1960 года начался выпуск модификации 500 D, получившей двигатель от версии 500 Sport, но с уменьшенной, как и на Giardiniera, мощностью до 17,5 л. с. Автомобиль развивал максимальную скорость 95 км/ч и расходовал 4,8 л топлива на 100 км. 500 D также вмещал четырех человек и еще 40 кг багажа. За счет применения в конструкции более прочных материалов собственный вес автомобиля увеличился до 500 кг. Видоизменились задние фонари, размеры тканевой крыши, вырос с 20 до 22 литров объем топливного бака, но в целом изменений по сравнению с предыдущими версиями было немного.

Fiat 500 D выпускали до 1965 года, когда его заменила модификация 500 F. На ней сразу бросались в глаза двери, навешенные на передних шарнирах. В отделке салона были использованы материалы более высокого качества, расширился список оснащения в стандартной комплектации. Незаметными внешне, но очень важными были изменения, позволившие повысить надежность трансмиссии. Однако эти усовершенствования привели к увеличению массы автомобиля до 520 кг, а средний расход топлива вырос до 5,5 л на 100 км. Двигатель был тот же, что и раньше, правда, его мощность была символически увеличена до 18 л. с., что не сказалось, впрочем, на его динамике.

Fiat 500 F
Fiat 500 F с дверями на передних шарнирах, выпускавшийся с 1965 года


В сентябре 1968 года была представлена новая модификация 500 L "Lusso", которую стали выпускать параллельно с 500 F. Дело в том, что время простых до примитива автомобилей заканчивалось. Покупатели уже могли позволить себе нечто большее. Поэтому было решено предложить им своего рода люксовую версию модели. Автомобиль получил радиальные шины и совершенно новую светотехнику. За счет хромированных дуг перед передним и задним бамперами длина автомобиля увеличилась до 3025 мм. Хрома на 500 L хватало и снаружи, и внутри салона, что, впрочем, вполне соответствовало тогдашней моде. В отделке салона была применена качественная ткань под кожу, спинки сидений были сделаны откидывающимися, появились напольные коврики и дополнительные емкости для хранения мелких вещей, в частности в дверях.

Fiat 500 R
Упрощенная модификация Fiat 500 R, выпускавшаяся с 1972 по 1975 год
500 L стал лебединой песней этой модели. На Туринском автосалоне 1972 года была представлена модель Fiat 126, которая шла на смену "пятисотому". Но, поскольку спрос на последний все еще существовал, там же в Турине показали модификацию 500 R (литера R обозначала Rinnovata - "возобновленный"), которую пока было решено сохранить в производственной программе. Автомобиль получил двигатель рабочим объемом 594 куб. см от Fiat 126, но его мощность была снижена до 18 л. с. Благодаря уменьшению массы максимальная скорость возросла до 100 км/ч. Отделка салона была упрощена, его оснащение стало весьма скромным. Последние автомобили этой серии сошли с конвейера завода в Палермо летом 1975 года.

Fiat 500 L
Самая престижная версия семейства Fiat 500 L дебютировала в 1968 году


Рассказывая о Fiat 500, нельзя не упомянуть некоторые компании, создававшие собственные версии на его базе. Ряд моделей (Bianchina, Bianchina Panoramica и другие) выпускался компанией Autobianchi. Конструктивно они полностью повторяли "пятисотые". Более интересными представляются автомобили, сходившие с конвейера компании Abarth. Уже на Туринском автосалоне 1957 года она показала Fiat 500 с двигателем, форсированным до 20 л. с., развивавший скорость 100 км/ч. На том же автосалоне Abarth совместно с Pininfarina представил восхитительную версию "пятисотого" с кузовом купе. На следующий год совместно с еще одной знаменитой кузовостроительной фирмой Zagato они разработали модель 500 GT.

Fiat 500 Abarth на трассе в Монце
Fiat 500 Abarth на трассе в Монце во время заезда, в котором было установлено шесть международных рекордов скорости
В 1963 году Abarth построил спортивную модель 595 с рабочим объемом двигателя, увеличенным до 594 куб. см, и мощностью, доведенной до 27 л. с. В последующие годы были выпущены модели 595 SS, 695, 695 SS, причем на последней мощность двигателя достигала уже 38 л. с. и, чтобы справиться с возросшей скоростью, на передние колеса уже устанавливались дисковые тормоза. Популярность 595 и 695 Abarth была огромна, и часто люди, которые не могли купить эти модели, занимались домашним тюнингом, добиваясь хотя бы внешнего сходства своего 500 D со спортивным Abarth. Сегодня это может вызвать улыбку, но в простодушной Италии 50-60-х это было обычным делом. Все версии от Abarth с успехом выступали в различных гонках, одержав немало побед в своем классе.

Среди заводских тюнинговых версий Fiat 500 стоит отметить и те, которые выпускала фирма братьев Доменико и Атиллио Джаннини из Рима. Они занимались доработкой автомобилей Fiat еще с 30-х годов. В конце 50-х Джаннини предлагали готовые автомобили для повседневного использования и гонок, а также отдельные наборы, позволяющие владельцу за умеренную цену придать своему автомобилю спортивный облик.

Не оставили "пятисотый" без внимания и изготовители заказных кузовов, и дизайнерские фирмы. Так, компания Vignale представила родстер Fiat Gamine, созданный на базе 500 F. Moretti разработала свою линейку моделей, Ghia подготовила модель Jolly со съемной крышей, Siata выпускала открытые автомобили, Фрэнсис Ломбарди спроектировал купе Coccinella, компания Fissore сконструировала купе, а также модель 500 Ranger с внешним видом внедорожника, но с приводом только на задние колеса.

Fiat 500 Abarth на автосалоне в Турине
После установления шести международных рекордов скорости Fiat 500 Abarth был представлен на автосалоне в Турине


Через 32 года после завершения выпуска Fiat 500 на свет появился очередной Fiat Nuova 500. И хотя рабочий объем его двигателя заметно больше пятисот "кубиков", стилистическое сходство с прежним "новым" Fiat 500 налицо, так что число в названии вполне оправданно. Встретили его восторженно, отдавая дань и достоинствам самого дебютанта, и памяти его легендарного предшественника. А вот займет ли новый "пятисотый" такое же место в истории, как и герой нашего рассказа, время покажет.

Фото Fiat



Ссылки по теме



материал подготовил: Сергей Прибытков

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа