Главная > Автоправо > Автоправо
 

ОСАГО: что делать сразу после аварии
ДТП. Оформление
В настоящее время Законом установлено обязательное страхование ответственности владельца транспортного средства, которое призвано облегчить жизнь потерпевшей стороны. Казалось бы, отличная практика, ведь теперь нанесенный ущерб покрывает страховая компания и нет необходимости вытрясать деньги из виновника ДТП, уподобляясь коту Базилио с подругой, которые для этих целей, как известно, подвешивали Буратино вниз головой на веревке. Но спешу развеять оптимизм тех, кто никогда не сталкивался с практической стороной ОСАГО: не все в этом вопросе однозначно и просто. И первый шаг к успешному получению страховой выплаты - правильное оформление документов на месте ДТП совместно с сотрудниками ГИБДД.

Возьмем для примера случай из реальной жизни, имевший место совсем недавно: на конкретном примере легче понять алгоритм поведения в неприятной ситуации. Кроме того, это позволит избежать ошибок, которые были допущены другими. События развивались следующим образом: в остановившийся на запрещающий сигнал светофора автомобиль "Ауди" на довольно приличной скорости ударяет низколетящий автомобиль "Мерседес Бенц". Сила удара такова, что "Ауди", как биллиардный шар, летит вперед и бьет в стоящий в метре перед ней ВАЗ-2107, который, в свою очередь, также не остается стоять на месте и догоняет "Волгу". Итог этого блицкрига: 4 битых авто, владельцы трех из них уже считают в уме причиненный ущерб и размеры компенсации, которая причитается им от страховой компании виновника. Однако тут начинается бесплатное шоу: из "Мерседеса" выходят четыре человека и начинают спектакль. А именно бегают вокруг машин, кричат, машут руками и всячески изображают вселенское горе. Под этот славный шум и суету водитель "Мерседеса" собирает обломки своего бампера и прочие куски, бросает их в салон и, сев за руль, с места происшествия лихо уезжает.

Не следует сразу заниматься осмотром повреждений


Отсюда главный совет: первым делом запишите (не надейтесь на память, подведет!) номера, марки и модели всех автомобилей, которые стали участниками происшествия, не обращая внимания на попытки отвлечь вас от этого процесса, и только после этого выясняйте, все ли живы и здоровы, не нужна ли кому медицинская помощь. Это позволит быстро отыскать виновника, если он решит немного "побегать" до приезда сотрудников ГИБДД. Еще больше пользы принесет знание ФИО всех участников, однако давать вам такую информацию никто из водителей не обязан. В дальнейшем вы можете узнать эту информацию от сотрудника ГИБДД, который должен предоставить вам все данные, указанные в полисе ОСАГО любого участника аварии.

Далее необходимо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, иначе вероятность того, что к вам присоединятся "попутчики", весьма высока. Только после этого вызывайте ГИБДД на место аварии. Помните о том, что нельзя перемещать автомобили с места до их приезда, поэтому не поддавайтесь на уговоры убрать машины с дороги, чтобы не мешать проезду других машин. Кроме этого, постарайтесь не топтаться на месте происшествия, не трогайте обломки и не позволяйте делать этого другим. Порой незначительные детали, как то кучка осыпавшейся грязи, помогут вам доказать, что вы не верблюд.

После всех этих манипуляций наступает самое время для того, чтобы заполнить бланки страхового извещения, которые получает каждый водитель вместе с полисом ОСАГО. Состоят они из двух разделов. Первая часть предназначена для вас (автомобиль А), и заполняете ее вы, а вторая часть - для второго участника (автомобиль Б). Помните, что заполнять их необходимо только с теми водителями, авто которых непосредственно соприкасаются с вашим. В данном случае (если бы водитель "Мерседеса" не сбежал) заполнять бланки нужно было так: водитель "Мерседеса" заполняет один бланк совместно с водителем "Ауди"; водитель "Ауди" заполняет два бланка - один с "Мерседесом", второй с владельцем ВАЗ-2107; водитель ВАЗ-2107 заполняет также 2 бланка - с "Ауди" и с "Волгой"; и, наконец, водитель "Волги" заполняет 1 бланк совместно с водителем ВАЗ-2107.

Об этом простом правиле часто забывают и начинают писать бланки все и со всеми, чем создаются путаница и бардак в документах. Кстати говоря, отсутствие на месте водителя "Мерседеса" вовсе не повод для того, чтобы не заполнять бланк. В подобном случае нужно все-таки заполнить его со своей стороны полностью, а со стороны бланка, предназначенного для автомобиля Б, писать самому все, что о нем известно. Хоть бы и один его госномер. Так же следует поступать и в том случае, если водитель отказывается заполнять бланк и не хочет его подписывать. Поводов для волнений быть не должно. И помните, что заполнение бланка не является признанием вашей виновности. Степень виновности может установить только суд. Бланк служит для информирования страховой компании о том, что ДТП с вашим участием имело место, и служит основанием для открытия дела страховщиком. Оборотную сторону бланка вы заполните уже в страховой компании виновного.

Итак, через N часов после вызова на место ДТП приехали сотрудники ГИБДД. В их обязанности входит:

  • опросить участников и свидетелей о деталях произошедшего;
  • выполнить все необходимые замеры, документально оформить ситуацию, составить схему происшествия;
  • осмотреть автомобили на предмет видимых повреждений и зафиксировать их на бумаге;
  • сделать отметку в бланке извещения, указав номер своего нагрудного знака и подписаться.
Последний пункт спорный, и поэтому в бланке указано дословно: "...Попросите, по возможности, заверить Извещение своей подписью сотрудника ГИБДД..."

Приезд инспекторов неизбежен. Нужно только подождать


Вот тут необходимо четко понимать, что и вы, и инспектор обладаете в настоящий момент одинаковым статусом, а это означает, что сотрудник ГИБДД, который занимается оформлением документов, обязан вносить в протокол все, что вы считаете необходимым добавить по данному делу помимо его собственных записей. На деле это непросто, но если вы достаточно уверенно ведете себя (хамить при этом, угрожать и ругаться с инспектором вовсе не нужно) и напомните ему о соответствующих статьях Закона и непреодолимом желании подать жалобу, в случае его отказа выполнить ваши законные требования проблем не возникнет.

Обязательно укажите все, даже на первый взгляд ничего не значащие мелочи: положение обломков, присутствие/отсутствие следов на асфальте, знаки и светофоры, адреса и телефоны участников и свидетелей, если были сделаны снимки, то необходимо указать, когда, кем и каким оборудование они были сделаны. Особенно это касается спорных случаев. Благодаря этому вы существенно снижаете риск превратиться в виновника ДТП и остаться без денег. В обязательном порядке запишите для себя из полисов ОСАГО названия и адреса страховых компаний участников ДТП, а также номера и серии этих полисов. Если окажется, что с собой у водителя нет полиса ОСАГО, запишите номер наклейки на лобовом стекле.

После оформления всех документов проверьте правильность их составления, все ли верно указано инспектором, нет ли нестыковок или откровенного искажения фактов. Читайте внимательно от "корки до корки" и в случае несогласия тут же пишите своей рукой в поле, специально для этого предназначенном, все, что считаете нужным. Если вы потребуете сделать это инспектором самостоятельно, он вполне может написать, что вы отказались от подписания протокола, и выдать его копию без всяких ваших пометок. Не давайте ему свободы для маневра. Когда вы закончите писать, перечеркните оставшиеся свободные строки в протоколе большим знаком "Z". Это не позволит потом вписать туда что-либо без вашего на то ведома. Не обращайте внимания на протесты сотрудника ГИБДД и рассказы о том, что, дескать, протокол испорчен. Такие случаи медицине известны. Кроме этого, инспектор должен указать в своих сопроводительных документах повреждения автомобилей. Вот тут-то необходимо заставить его описать все, вплоть до последней царапины и капли антифриза, которая просочилась из-под патрубка. Иначе потом, когда вы приедете на оценку ущерба, оценщик может отказаться внести в акт повреждения, которые не указаны в справке из ГИБДД. Это отдельная песня и обширнейшая тема для обсуждения.

Главное - не нервничать и сохранять спокойствие


Далее всем участникам аварии необходимо написать объяснение на отдельных листах бумаги, которые затем прилагаются к делу. Пишите абсолютно все! Укажите все свои повреждения, мельчайшие детали событий, которые можете вспомнить. Однако не обольщайтесь: в особо запутанных случаях эти объяснительные имеют волшебное свойство теряться и исчезать прямо из сейфов. Однако писать их все равно необходимо. Главное правило: всегда и во всех бумагах пишите правду - не слушайте никого и не входите в положение несчастных, которые просят написать немного не так, как было на самом деле, или вообще не написать о чем-то. Потом, если дело дойдет до суда, доказать обратное будет очень сложно.

Дембельским аккордом этой эпопеи служит получение копии протокола (одной на всех, ее потом можно скопировать) и подготовка к походу в страховую компанию. Но это уже совсем другая история.



Ссылки по теме



материал подготовил: Алексей Демченко

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа