Главная > Автоистория > Автоистория
 

Austin Seven: в тесноте, да не в обиде
Austin Seven Ruby
Если составить список британских автомобилей, оказавших наибольшее влияние на развитие автомобилестроения, то малыш Austin Seven по праву займет в нем одно из первых мест.

Впервые модель с таким названием была выпущена компанией Austin Motor еще в 1909 году, когда Герберт Остин еще не был ни сэром, ни тем более лордом. Тогда семерка ("seven") в названии машины означала количество лошадиных сил. Но компания в то время тяготела к созданию больших автомобилей, и "семерки" недолго продержались на конвейере.

Сэр Герберт Остин
Сэр Герберт Остин
К идее маленького семейного автомобиля сэр Остин вернулся после Первой мировой. К этому времени он уже не являлся диктующим условия владельцем компании и вынужден был согласовывать свои действия с советом директоров. Несмотря на непростое, чтобы не сказать удручающее, положение, в котором пребывала компания из-за вялых продаж больших автомобилей, совет с прохладцей воспринял идею семейной микролитражки.

По одной из легенд, Остину пришлось прибегнуть к примитивному шантажу. Исторически сложилось так, что у него были налажены давние связи с конкурентами из Wolseley Motor, и он намекнул консервативному совету на то, что, возможно, в Wolseley с большим пониманием отнесутся к его идее. Вполне возможно, что шантаж и имел место, однако так или иначе, а сэр Остин был вынужден самостоятельно финансировать разработку нового автомобиля, причем почти все работы проводились у него дома. Для этого Остин взял себе в помощники молодого инженера Стенли Эджа и с августа 1921 года по пасхальные праздники 1922 года они вдвоем составляли чертежи, оккупировав бильярдную комнату. Согласно другой легенде, этот факт стал определяющим для габаритов будущей микролитражки: в длину и ширину Austin Seven примерно соответствовал размерам большого бильярдного стола.

Austin Seven Chummy 1922
Официальная фотография Austin Seven 1922 года


Что хорошо для полутора десятков бильярдных шаров, не обязательно хорошо для четырех человек. Но именно столько людей сэр Остин вознамерился втиснуть в автомобиль, который в длину не достигал и 2,7 метра. Если учесть, что ширина колеи при этом едва превышала один метр, то можно понять, что Austin Seven стал наглядной иллюстрацией поговорки "В тесноте, да не в обиде".

Впрочем, в Англии с русскими поговорками были знакомы плохо, поэтому первые "семерки" получили прозвище Chummy ("приятель") - из-за того, что сидящие в одном ряду пассажиры должны были как минимум состоять в приятельских отношениях, чтобы не смущать друг друга излишней теплотой своих объятий. Езда вчетвером в легкой 360-килограммовой машинке по брусчатке являлась, пожалуй, серьезным испытанием, особенно если учесть, что подвески первых моделей не были обременены амортизаторами. Ну а борьба за место рядом с водителем, должно быть, и вовсе была нешуточной: второй ряд сидений фактически размещался уже за задней осью, что переводило ощущения задних пассажиров в разряд незабываемых.

Austin Seven Chummy 1923
Austin Seven Chummy 1923 года


Четыре пассажира фактически удваивали массу автомобиля, но десяти лошадиных сил 4-цилиндрового 0,75-литрового моторчика, который очень быстро заменил первоначальный движок объемом 700 "кубиков", оказывалось вполне достаточно, чтобы разогнать машину до скоростей выше 70 км/ч. Правда, хотя максимальная скорость и достигала отметки в 77 км/ч, гонять выше 55-65 не рекомендовалось.

Впрочем, ни один водитель в здравом уме на это и не решился бы - и не только из-за того, что с дорогами, проложенными специально под автомобили, в то время было довольно туго. Крутящему баранку Austin Seven и так приходилось несладко: он был вынужден бороться с рулевым управлением на червячной передаче, несинхронизированной 3-ступенчатой КПП и комбинацией ручного и ножного тормозов ("ручником" блокировались передние колеса, педалью - задние). Электрического стартера также поначалу не было, но производители довольно быстро избавили своих клиентов от необходимости применять мускульную силу и уже в 1923 году начали устанавливать на "семерку" зажигание от магнето; еще через пять лет магнето заменила катушка индуктивности. Довольно быстро вспомнили и об амортизаторах, а вот тормозная система оставалась раздельной аж до 1930 года. В 1932-м к трем шестерням трансмиссии добавилась еще одна, через год к третьей и четвертой передаче прицепили синхронизатор, а еще через год этой же привилегии удостоилась и вторая передача. Тут уже для водителей наступил самый настоящий праздник.

Седан Austin Seven RK
Austin Seven с кузовом типа седан, 1928 год


Производство Austin Seven продолжалось с 1922 по 1939 год, и все это время компания Austin Motor фактически занималась совершенствованием своей малютки. Наиболее существенные недостатки были устранены довольно быстро, и весьма скромный старт продаж вскоре сменился просто-таки бешеной по тем временам популярностью. Если в первый год удалось собрать всего две тысячи машин, то уже в 1926 году объем годового производства достиг 14 тысяч единиц.

Также успеху автомобиля в немалой степени способствовали достижения в спортивных состязаниях. Аккурат в 1922 году авиатор и дизайнер аэропланов Гордон Ингленд внезапно обнаружил в себе страсть к автомобильным гонкам. Тщательно изучив спецификации едва лишь появившегося Austin Seven, Ингленд понял, что из этой машинки должен получиться отличный гоночный автомобиль. Он списался с Гербертом Остином и вскоре к нему домой для экспериментов пригнали новенькую "семерку". Вместе со своим отцом Джорджем Ингленд собрал и установил на шасси Austin Seven новый кузов. Именно в кузове, а точнее - в его массе, как считал Ингленд, крылась главная проблема, мешавшая автомобилю развивать высокие скорости. Так и оказалось. С новым кузовом на автодроме Бруклендс Гордону Ингленду удалось разогнать "семерку" до 117 км/ч.

Gordon England Brooklands Super Sport
Одна из гоночных "семерок" Гордона Ингленда - Brooklands Super Sport


"Семерка" пришлась по душе не только покупателям, но и производителям. Сказать, что, если бы не Austin Seven, история многих автомобильных компаний могла сложиться иначе, - вовсе не преувеличить, а просто сухо констатировать факт. Вокруг этой микролитражки выросла небольшая индустрия производителей автомобильных кузовов, в которой помимо отца и сына Инглендов подвизались также сэр Уильям Лайонс со своим тезкой и компаньоном Уолмсли. Поначалу их компания называлась Swallow Sidecar и производила мотоциклетные коляски. В 1927 году Swallow начинает собирать автомобильные кузова и сажать их на шасси от Austin Seven. Если бы не это, кто знает, когда еще Лайонсу пришло бы в голову начать производство собственных автомобилей, ставших позднее известными как "Ягуары".

Седан Austin Seven Swallow
Austin Seven с кузовом от Swallow Sidecar


Компания "БМВ", как явствует из расшифровки ее аббревиатуры, изначально специализировалась на моторах. Авиационных, ибо начинала она во время Первой мировой. После проигрыша Германии "БМВ" переключается на мотоциклы, а позднее начинает искать выход на автомобильный рынок. И в 1928 году приобретает небольшую компанию Automobilwerk Eisenach, которая по лицензии производит аналог Austin Seven - Dixi. Выбери мюнхенская компания другую, менее популярную машину для расширения сферы своих интересов, кто знает, много ли "бимеров" бороздило бы нынешние дороги.

"Семерка" добралась и до берегов США: в Батлере, штат Пенсильвания, Герберт Остин нашел подходящую, по его мнению, компанию, которая в 1930 году начала производство American Austin. Через неделю после дебюта на Национальном автосалоне компания уже была завалена 52 тысячами заказов. При ежедневных объемах производства в 100 машин первые клиенты были бы удовлетворены только через полтора года, но грандиозным планам помешала осуществиться Великая депрессия. Позднее на базе этих производственных мощностей была основана компания Bantam, худо-бедно дотянувшая до вступления Америки во Вторую мировую войну. Если бы не это, кто знает, как выглядели бы знаменитые "Виллисы", ибо разработка военного джипа, получившего известность под этим именем, принадлежит именно инженерам Bantam (ни Ford, ни Willys не сумели представить действующий прототип в установленный 49-дневный срок, а потому занимались лишь производством этих машин).

Austin Seven и BMW Dixi
Austin Seven и BMW Dixi - братья навек


В том или ином виде малютка Austin Seven появлялся в Австралии и даже в Японии. В частности, компания "Ниссан" ведет подсчет произведенных ею автомобилей с модели Datsun 12. И внешне, и внутренне эта машина до боли напоминала "семерку", хотя японцев в ту пору, судя по всему, не сильно беспокоили вопросы приобретения лицензии. Только через 20 лет, в 1953-м, в "Ниссане" сподобились подписать договор с Austin Motor, согласно которому в Стране восходящего солнца начали производить и продавать сперва Austin A40, а после и A50, да и то японская сторона постоянно превышала свои полномочия.

Не забывали о "семерке" и на родине. Через девять лет после снятия машины с производства некий студент Лондонского университета по имени Колин Чэпмен сконструировал автомобиль на базе Austin Seven. К тому моменту, когда он в 1952 году основал компанию Lotus Cars, Чэпмен успел создать на все той же базе еще три разные модели, постепенно приходя к идее простоты и легкости конструкции. Еще несколькими годами позже инженерная мысль Чэпмена породила другую знаменитую "семерку" - Lotus Seven, которая до сих пор выпускается компанией Caterham.

Lotus Mark 4
Испытательная версия Lotus Mark 4 - где-то тут был Austin Seven


Ну а что же Austin Motor? За семнадцать лет британская компания выпустила порядка 290 000 "семерок" в разных исполнениях кузова: туристские автомобили с открытым верхом, седаны, кабриолеты, купе и даже фургоны. Были и двухместные спортивные модификации, например разгоняющийся до 130 км/ч Austin Seven Ulster с алюминиевым кузовом и серьезно модифицированным мотором, подбадриваемым механическим нагнетателем.

В эпоху Austin Seven компания прочно стояла на ногах, сумев преодолеть Великую депрессию. Послевоенный период ознаменовался выходом Austin A30, официально позиционировавшегося как "новый Austin Seven". Позднее, уже в составе British Motor Corporation, компания Austin Motor оказалась причастна к появлению знаменитой малолитражки Mini (одно из названий, под которыми эта машина вышла на рынок, было Austin Seven, которое иногда пишется как Austin Se7en). Ну а дальше солидную некогда компанию ждала незавидная судьба, которую разделили практически все старые британские марки. В результате бренд Austin прекратил фактическое существование, хотя в последнее время бродят слухи о том, что его нынешний владелец - китайская компания Nanjing - планирует его возродить. Вполне возможно, что так оно и будет; во всяком случае, с брендом MG китайскому производителю это уже удалось.



Ссылки по теме



материал подготовил: Игорь Крейн

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа