Studebaker - пионеры Запада
- Идите к чертовой матери со своим "Студебекером"! - заорал Остап. - Кто такой Студебекер? Это ваш родственник Студебекер? Папа ваш Студебекер? Чего вы прилипли к человеку?
Ильф и Петров. Золотой теленок
В нашем сознании название этой фирмы однозначно ассоциируется с маркой американских грузовиков, поставляемых в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны, и еще с автопробегом Великого комбинатора Остапа Бендера. А между тем судьба компании "Студебекер" - зеркальное отражение американской истории со всеми ее перипетиями, взлетами и падениями.
Семейство Студебекеров прибыло в Америку в 1736 году из немецкого города Золинген. Многие поколения Студебекеров (или Штатенбекеров, как их звали в Германии) занимались кузнечным и оружейным делом - что было для Золингена и не удивительно. Надо полагать, что они в своем деле преуспели, поскольку деньги на новое производство у семьи нашлись. Итак, в 1750 году Клемент Студебекер построил свой первый фирменный американский фургон. Тут он как нельзя лучше угадал со спросом - пора было уже показать этим индейцам, кто тут хозяин! Демографическое давление переселенцев с Востока требовало новых и новых территорий, и первые транспортные средства фирмы мощностью в пару лошадиных сил двинулись на Запад.
Буквально через сто лет, когда завоевывать стало почти и нечего, в феврале 1852 года два праправнука Клемента - Генри и Клем - открыли собственную кузнечную мастерскую
H&C Studebaker уже в городке Саут-Бенд, штат Индиана, неподалеку от Чикаго. К столетнему юбилею США компания Студебекеров - Studebaker Brothers Manufacturing Company - стала крупнейшим в мире производителем конноприводных транспортных средств. Однако тут-то и подоспели самодвижущиеся повозки, составившие конкуренцию старой доброй гужевой тяге. Братья отреагировали оперативно: в 1902 году Студебекеры выпускают свой первый электромобиль и входят в мир автопроизводства. Кстати, дизайн электрооборудования для первого "Студебекера" разработал сам Томас Эдисон.
Несмотря на несомненный гений Эдисона, идея электромобиля оказалась преждевременной - задачу автономного электрического движения и сейчас-то толком не решили. Опыта же производства бензиновых моторов у Студебекеров не было. Тогда братья обратились за помощью к автомобильной компании "Гарфорд", и уже в 1903 году на свет появилось их совместное детище -
8-сильный "Студебекер-Гарфорд-А" с двухцилиндровым двигателем. В 1904 году новоявленные автопроизводители выпустили фирменный
4-сильный мотор, а затем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания: двухцилиндровый
16-сильный автомобиль класса гран-туризмо. Особого успеха, впрочем, братьям этот автомобиль не принес. Тогда за моторные повозки схватились все кому не лень и выделиться в этой толпе удавалось не всякому.
Однако уже 1913 год стал переломным в деятельности братьев Студебекеров. Все сомнения были отброшены, фургоны забыты, лошади пущены на колбасу, и они выпустили в свет сразу три автомобиля собственной конструкции, носящие имя "Студебекер", - две четырехцилиндровые модели серий АА и SA, а также одну шестицилиндровую модель
серии Е. Самый легкий вариант модели
SA-25 имел
25-сильный двигатель объемом в 3153 кубических сантиметра. Модель
АА-35 снабжалась самым крупным по тем временам четырехцилиндровым мотором мощностью в 35 лошадиных сил и предлагалась покупателям с тремя типами кузовов - седан, фаэтон и купе. Это были самые дешевые и ходовые машины в Америке, стоившие от 850 до 1290 долларов. Они положили начало модельному ряду братьев Студебекеров. "Студебекер" стал третьим крупнейшим автопроизводителем в Америке, пропустив "Форд" и "Оверленд".
В 1914 году им на смену пришла четырехцилиндровая версия SC мощностью в 25 лошадиных сил. В отличие от базовой модели АА топливный бак на ней был перемещен в более безопасное место - под сиденье водителя, а для увеличения экспортных поставок руль перенесли с правой стороны на левую. Так что во времена оны и в Америке праворульные машины делались! Спрос на новую модель с левым рулем, к тому же более дешевую, чем прежние, возрос еще сильнее (в самом простом исполнении "Студебекер" серии SC стоил 1050 долларов). Это был грандиозный успех для столь молодой автомобильной фирмы.
 |
Studebaker SC |
Модель
Studebaker SD производилась до 1919 года. Каждый год она совершенствовалась: менялись рабочий объем двигателя, его мощность, доведенная в итоге до 44 лошадиных сил. Кроме того, происходило поэтапное упрощение конструкции - сказалась стандартизация в серийном производстве. Романтика ручной штучной сборки была забыта.
С 1920 года фирма стала выпускать только шестицилиндровые легковые автомобили. Машины "Студебекер", выпускавшиеся в конце
20-х и начале
30-х годов, носили имена вроде "Большая шестерка", "Легкая шестерка", "Стандартная шестерка" (Big Six, Special Six, Light Six, Standard Six), но с выпуском в 1927 году новой модельной линии традиционные технические имена были заменены более презентабельными типа "Президент", "Командер" и "Диктатор" (President, Commander, Dictator). В 1928 году "Студебекер" покупает нью-йоркского производителя люксовых автомобилей Pierce-Arrow и становится одним из лидеров американского автопроизводства. Однако не сориентировавшись в ситуации на рынке во время охватившей страну Великой депрессии, президент "Студебекера" Эрскин продолжал выпускать роскошные дорогостоящие модели и к 1933 году привел компанию на грань банкротства. Основную часть производства пришлось продать за долги. И уже никогда более "Студебекер" не смог обрести того положения, которое он занимал в 1929 году.
В 1934 году "Студебекер" представил несколько моделей с усовершенствованным дизайном кузовов, включая Land Cruiser - автомобиль, чьи плавные и обтекаемые формы были заимствованы у знаменитых шоу-каров Pierce-Arrow Silver Arrow. Сейчас это имя прочно проассоциировано с японским внедорожником, но когда-то это был американский автомобиль! Впоследствии фирменные названия Land Cruiser и Cruiser присваивались различным моделям "Студебекера", выпускавшимся с 1934 по 1966 год.
В
30-х годах "Студебекер" предпринял попытку закрепиться и на рынке коммерческих грузовиков. В 1936 году он представил новую модельную линию грузовых автомобилей с кабиной, расположенной непосредственно над двигателем, а в
1937-м - круглобокий пикап Coupe-Express. Производство грузовых автомобилей под маркой "Студебекер" продолжалось до конца 1963 года. Среди них были различные специализированные машины, шасси для автобусов и пожарных машин. Именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, которые в ходе Второй мировой войны поставлялись по ленд-лизу в СССР, у нас в стране хорошо знают эту марку. На базе грузовых шасси "Студебекера" были созданы знаменитые гвардейские минометы "Катюши" и "Андрюши", различные тягачи, краны, инженерные машины. Собирались советские модификации "Студебекера" на московском и горьковском автозаводах ЗИС, а также на специализированном предприятии в Минске. В СССР "студеры" стали настоящим символом военного автомобиля.
 |
Ленд-лизовский грузовик "Студебекер" |
В 1939 году состоялась премьера Studebaker Champion, современного малолитражного автомобиля. (Шестицилиндровый двигатель тогда считался вполне себе маленьким!) В течение длительного периода, вместе со своими старшими братьями восьмицилиндровым President и шестицилиндровым Commander, маленький Champion оставался одной из популярнейших моделей "Студебекера". В конце 1937 года, по вполне понятным причинам, из модельного ряда компании было исключено имя "Диктатор".
 |
1940 - Studebaker Champion Coupe |
В 1948 году "Студебекер" представил модель Commander, оснащенную двухдверным кузовом купе, авторскую работу Раймонда Лоуи. Характерной чертой дизайна машины было отсутствие перемычки на лобовом стекле и четырехсекционное панорамное стекло, заходившее на боковину до средней стойки двери.
 |
1940 - Studebaker Commander |
В 1950 году вновь благодаря свободному художнику Раймонду Лоуи, по совместительству выполнявшему в это время обязанности шеф-дизайнера компании, передняя часть автомобилей "Студебекер" приобрела свою характерную пулеобразную форму - фирменную черту, по которой эти машины можно безошибочно выделить в ряду им подобных. Первым представителем раннего аэродизайна стал Champion, передняя часть которого была выполнена в стилистическом ключе конструкции трехфюзеляжного военного самолета
P-38.
 |
1951 - Studebaker Land Cruiser |
В 1953 году "Студебекер" начинает выпуск модельной линии очаровательных низкопрофильных купе, отличавшихся пологим ниспадающим капотом и стелющимся кузовом, окрашенных бликующим металликом, - Loewy Coupes (купе Лоуи). Новые модели выпускались в двух версиях: Starliner, с кузовом типа хардтоп, и купе Starlight. Эти автомобили неоднократно входили в списки самых красивых автомобилей мира.
 |
1955 - Studebaker Loewy Coupes |
В 1954 году в ряды "Студебекера" вошел знаменитый "Паккард", чья история автопроизводства началась еще в 1899 году. Образовавшейся в результате слияния двух компаний "Студебекер-Паккард корпорейшен" пришлось вести тяжелую борьбу за выживание с "большой тройкой", куда входили такие монстры, как "Дженерал моторс", "Форд мотор компани" и "Крайслер корпорейшен". Победили сильнейшие - с 1954 по 1958 год у новой корпорации "Студебекер-Паккард" не было ни одного прибыльного года. Поэтому в 1958 году выпуск моделей "Паккард" был свернут. Выпускавшиеся в период с 1957 по 1958 год "Паккарды" фактически были моделями "Студебекера" с особой фирменной отделкой интерьера. Попутно следует отметить, что в фирменном стиле моделей "Студебекера"
50-х годов была выполнена и внешность нашей знаменитой
"Волги" М-21.
К сожалению, выпуск
GT Hawk, Avanti и новых версий Lark не смог улучшить финансовое положение "Студебекера". И в декабре 1963 года совет директоров корпорации проголосовал за закрытие большинства заводов в Саут-Бенде. Прибыль от реализации новых моделей была минимальной, поэтому весной 1966 года было принято решение о закрытии и канадского завода. 17 марта 1966 года с конвейера в Гамильтоне сошел последний "Студебекер".
 |
1963 - Studebaker Avanti Prostreet |
Кстати, знаменитый Avanti намного пережил своих создателей. Конструкция оригинального проекта, представленного в 1963 году, была настолько совершенной, что автомобиль продолжал выпускаться вплоть до 1991 года. Попытка возрождения знаменитой марки была еще раз предпринята уже в XXI веке. Создавая штучные спорткары, марка Avanti тихо-мирно просуществовала до настоящего времени, когда тесное сотрудничество с компанией "Форд" позволило приложить усилия к чему-нибудь более существенному. И результатом оного стал монструозный
Studebaker XUV, до боли похожий на "Хаммер". Это сходство не прошло даром - концерн "Дженерал моторс" немедленно обвинил Avanti в плагиате и подал в суд. Фирмы как-то урегулировали между собой эти претензии, но в серию гигант так и не пошел.
 |
Studebaker XUV |
Фирма братьев Студебекеров стала единственной в истории компанией, прошедшей огромный путь от мастерской по выпуску фургонов для пионеров Дикого Запада до ведущего производителя высокотехнологичных, современных автомобилей. Начиная с
20-х годов и вплоть до прекращения выпуска автомобилей в 1966 году Studebaker Automotive оставалась одним из лидеров дизайнерской и инженерной мысли США. Большая часть моделей, сошедших с конвейера заводов в Саут-Бенде, сейчас является неотъемлемой частью американской автоистории.