Главная > Автоистория > Автоистория
 

Studebaker - пионеры Запада
- Идите к чертовой матери со своим "Студебекером"! - заорал Остап. - Кто такой Студебекер? Это ваш родственник Студебекер? Папа ваш Студебекер? Чего вы прилипли к человеку?
Ильф и Петров. Золотой теленок


В нашем сознании название этой фирмы однозначно ассоциируется с маркой американских грузовиков, поставляемых в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны, и еще с автопробегом Великого комбинатора Остапа Бендера. А между тем судьба компании "Студебекер" - зеркальное отражение американской истории со всеми ее перипетиями, взлетами и падениями.

Семейство Студебекеров прибыло в Америку в 1736 году из немецкого города Золинген. Многие поколения Студебекеров (или Штатенбекеров, как их звали в Германии) занимались кузнечным и оружейным делом - что было для Золингена и не удивительно. Надо полагать, что они в своем деле преуспели, поскольку деньги на новое производство у семьи нашлись. Итак, в 1750 году Клемент Студебекер построил свой первый фирменный американский фургон. Тут он как нельзя лучше угадал со спросом - пора было уже показать этим индейцам, кто тут хозяин! Демографическое давление переселенцев с Востока требовало новых и новых территорий, и первые транспортные средства фирмы мощностью в пару лошадиных сил двинулись на Запад.

Буквально через сто лет, когда завоевывать стало почти и нечего, в феврале 1852 года два праправнука Клемента - Генри и Клем - открыли собственную кузнечную мастерскую H&C Studebaker уже в городке Саут-Бенд, штат Индиана, неподалеку от Чикаго. К столетнему юбилею США компания Студебекеров - Studebaker Brothers Manufacturing Company - стала крупнейшим в мире производителем конноприводных транспортных средств. Однако тут-то и подоспели самодвижущиеся повозки, составившие конкуренцию старой доброй гужевой тяге. Братья отреагировали оперативно: в 1902 году Студебекеры выпускают свой первый электромобиль и входят в мир автопроизводства. Кстати, дизайн электрооборудования для первого "Студебекера" разработал сам Томас Эдисон.

Несмотря на несомненный гений Эдисона, идея электромобиля оказалась преждевременной - задачу автономного электрического движения и сейчас-то толком не решили. Опыта же производства бензиновых моторов у Студебекеров не было. Тогда братья обратились за помощью к автомобильной компании "Гарфорд", и уже в 1903 году на свет появилось их совместное детище - 8-сильный "Студебекер-Гарфорд-А" с двухцилиндровым двигателем. В 1904 году новоявленные автопроизводители выпустили фирменный 4-сильный мотор, а затем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания: двухцилиндровый 16-сильный автомобиль класса гран-туризмо. Особого успеха, впрочем, братьям этот автомобиль не принес. Тогда за моторные повозки схватились все кому не лень и выделиться в этой толпе удавалось не всякому.

Однако уже 1913 год стал переломным в деятельности братьев Студебекеров. Все сомнения были отброшены, фургоны забыты, лошади пущены на колбасу, и они выпустили в свет сразу три автомобиля собственной конструкции, носящие имя "Студебекер", - две четырехцилиндровые модели серий АА и SA, а также одну шестицилиндровую модель серии Е. Самый легкий вариант модели SA-25 имел 25-сильный двигатель объемом в 3153 кубических сантиметра. Модель АА-35 снабжалась самым крупным по тем временам четырехцилиндровым мотором мощностью в 35 лошадиных сил и предлагалась покупателям с тремя типами кузовов - седан, фаэтон и купе. Это были самые дешевые и ходовые машины в Америке, стоившие от 850 до 1290 долларов. Они положили начало модельному ряду братьев Студебекеров. "Студебекер" стал третьим крупнейшим автопроизводителем в Америке, пропустив "Форд" и "Оверленд".

В 1914 году им на смену пришла четырехцилиндровая версия SC мощностью в 25 лошадиных сил. В отличие от базовой модели АА топливный бак на ней был перемещен в более безопасное место - под сиденье водителя, а для увеличения экспортных поставок руль перенесли с правой стороны на левую. Так что во времена оны и в Америке праворульные машины делались! Спрос на новую модель с левым рулем, к тому же более дешевую, чем прежние, возрос еще сильнее (в самом простом исполнении "Студебекер" серии SC стоил 1050 долларов). Это был грандиозный успех для столь молодой автомобильной фирмы.

Studebaker SC


Модель Studebaker SD производилась до 1919 года. Каждый год она совершенствовалась: менялись рабочий объем двигателя, его мощность, доведенная в итоге до 44 лошадиных сил. Кроме того, происходило поэтапное упрощение конструкции - сказалась стандартизация в серийном производстве. Романтика ручной штучной сборки была забыта.

С 1920 года фирма стала выпускать только шестицилиндровые легковые автомобили. Машины "Студебекер", выпускавшиеся в конце 20-х и начале 30-х годов, носили имена вроде "Большая шестерка", "Легкая шестерка", "Стандартная шестерка" (Big Six, Special Six, Light Six, Standard Six), но с выпуском в 1927 году новой модельной линии традиционные технические имена были заменены более презентабельными типа "Президент", "Командер" и "Диктатор" (President, Commander, Dictator). В 1928 году "Студебекер" покупает нью-йоркского производителя люксовых автомобилей Pierce-Arrow и становится одним из лидеров американского автопроизводства. Однако не сориентировавшись в ситуации на рынке во время охватившей страну Великой депрессии, президент "Студебекера" Эрскин продолжал выпускать роскошные дорогостоящие модели и к 1933 году привел компанию на грань банкротства. Основную часть производства пришлось продать за долги. И уже никогда более "Студебекер" не смог обрести того положения, которое он занимал в 1929 году.

В 1934 году "Студебекер" представил несколько моделей с усовершенствованным дизайном кузовов, включая Land Cruiser - автомобиль, чьи плавные и обтекаемые формы были заимствованы у знаменитых шоу-каров Pierce-Arrow Silver Arrow. Сейчас это имя прочно проассоциировано с японским внедорожником, но когда-то это был американский автомобиль! Впоследствии фирменные названия Land Cruiser и Cruiser присваивались различным моделям "Студебекера", выпускавшимся с 1934 по 1966 год.

В 30-х годах "Студебекер" предпринял попытку закрепиться и на рынке коммерческих грузовиков. В 1936 году он представил новую модельную линию грузовых автомобилей с кабиной, расположенной непосредственно над двигателем, а в 1937-м - круглобокий пикап Coupe-Express. Производство грузовых автомобилей под маркой "Студебекер" продолжалось до конца 1963 года. Среди них были различные специализированные машины, шасси для автобусов и пожарных машин. Именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, которые в ходе Второй мировой войны поставлялись по ленд-лизу в СССР, у нас в стране хорошо знают эту марку. На базе грузовых шасси "Студебекера" были созданы знаменитые гвардейские минометы "Катюши" и "Андрюши", различные тягачи, краны, инженерные машины. Собирались советские модификации "Студебекера" на московском и горьковском автозаводах ЗИС, а также на специализированном предприятии в Минске. В СССР "студеры" стали настоящим символом военного автомобиля.

Ленд-лизовский грузовик "Студебекер"


В 1939 году состоялась премьера Studebaker Champion, современного малолитражного автомобиля. (Шестицилиндровый двигатель тогда считался вполне себе маленьким!) В течение длительного периода, вместе со своими старшими братьями восьмицилиндровым President и шестицилиндровым Commander, маленький Champion оставался одной из популярнейших моделей "Студебекера". В конце 1937 года, по вполне понятным причинам, из модельного ряда компании было исключено имя "Диктатор".

1940 - Studebaker Champion Coupe


В 1948 году "Студебекер" представил модель Commander, оснащенную двухдверным кузовом купе, авторскую работу Раймонда Лоуи. Характерной чертой дизайна машины было отсутствие перемычки на лобовом стекле и четырехсекционное панорамное стекло, заходившее на боковину до средней стойки двери.

1940 - Studebaker Commander


В 1950 году вновь благодаря свободному художнику Раймонду Лоуи, по совместительству выполнявшему в это время обязанности шеф-дизайнера компании, передняя часть автомобилей "Студебекер" приобрела свою характерную пулеобразную форму - фирменную черту, по которой эти машины можно безошибочно выделить в ряду им подобных. Первым представителем раннего аэродизайна стал Champion, передняя часть которого была выполнена в стилистическом ключе конструкции трехфюзеляжного военного самолета P-38.

1951 - Studebaker Land Cruiser


В 1953 году "Студебекер" начинает выпуск модельной линии очаровательных низкопрофильных купе, отличавшихся пологим ниспадающим капотом и стелющимся кузовом, окрашенных бликующим металликом, - Loewy Coupes (купе Лоуи). Новые модели выпускались в двух версиях: Starliner, с кузовом типа хардтоп, и купе Starlight. Эти автомобили неоднократно входили в списки самых красивых автомобилей мира.

1955 - Studebaker Loewy Coupes


В 1954 году в ряды "Студебекера" вошел знаменитый "Паккард", чья история автопроизводства началась еще в 1899 году. Образовавшейся в результате слияния двух компаний "Студебекер-Паккард корпорейшен" пришлось вести тяжелую борьбу за выживание с "большой тройкой", куда входили такие монстры, как "Дженерал моторс", "Форд мотор компани" и "Крайслер корпорейшен". Победили сильнейшие - с 1954 по 1958 год у новой корпорации "Студебекер-Паккард" не было ни одного прибыльного года. Поэтому в 1958 году выпуск моделей "Паккард" был свернут. Выпускавшиеся в период с 1957 по 1958 год "Паккарды" фактически были моделями "Студебекера" с особой фирменной отделкой интерьера. Попутно следует отметить, что в фирменном стиле моделей "Студебекера" 50-х годов была выполнена и внешность нашей знаменитой "Волги" М-21.

К сожалению, выпуск GT Hawk, Avanti и новых версий Lark не смог улучшить финансовое положение "Студебекера". И в декабре 1963 года совет директоров корпорации проголосовал за закрытие большинства заводов в Саут-Бенде. Прибыль от реализации новых моделей была минимальной, поэтому весной 1966 года было принято решение о закрытии и канадского завода. 17 марта 1966 года с конвейера в Гамильтоне сошел последний "Студебекер".

1963 - Studebaker Avanti Prostreet


Кстати, знаменитый Avanti намного пережил своих создателей. Конструкция оригинального проекта, представленного в 1963 году, была настолько совершенной, что автомобиль продолжал выпускаться вплоть до 1991 года. Попытка возрождения знаменитой марки была еще раз предпринята уже в XXI веке. Создавая штучные спорткары, марка Avanti тихо-мирно просуществовала до настоящего времени, когда тесное сотрудничество с компанией "Форд" позволило приложить усилия к чему-нибудь более существенному. И результатом оного стал монструозный Studebaker XUV, до боли похожий на "Хаммер". Это сходство не прошло даром - концерн "Дженерал моторс" немедленно обвинил Avanti в плагиате и подал в суд. Фирмы как-то урегулировали между собой эти претензии, но в серию гигант так и не пошел.

Studebaker XUV


Фирма братьев Студебекеров стала единственной в истории компанией, прошедшей огромный путь от мастерской по выпуску фургонов для пионеров Дикого Запада до ведущего производителя высокотехнологичных, современных автомобилей. Начиная с 20-х годов и вплоть до прекращения выпуска автомобилей в 1966 году Studebaker Automotive оставалась одним из лидеров дизайнерской и инженерной мысли США. Большая часть моделей, сошедших с конвейера заводов в Саут-Бенде, сейчас является неотъемлемой частью американской автоистории.



Ссылки по теме



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа