Главная > Спорт > Спорт
 

"Энкаунтер": пульс ночного мегаполиса


Суббота, вечер... Человек выходит из дома, даже не догадываясь, что теперь не просто находится в знакомом городе, а идет по игровому полю. Он не знает правил игры, и велика вероятность того, что она его вообще не коснется. Но может выйти иначе. Потому что на улицы выезжают игроки в "Энкаунтер". Согласно их терминологии, этот человек - абориген. Как написано на одном из основных сайтов, посвященных "Энкаунтеру", "в трезвом виде аборигены не опасны, могут существенно помочь в ориентировании на местности". Что же за люди эти игроки, как они развлекаются? Почему у них свой сленг, своя терминология?

Еще недавно про "Энкаунтер" слышали единицы, но с каждым днем игра становится все популярнее. Зародившись в Белоруссии, она быстро распространилась по городам России и СНГ и, с легкостью пересекая государственные границы, отправилась обживать дальнее зарубежье. Иван Маслюков из Минска в 2001 г. оформил игру как "личный научный труд", а сегодня сюжеты о ней можно увидеть по телевизору или прочитать в газетах.

"Энкаунтер" - это нечто, возникающее на стыке "Зарницы", "Что? Где? Когда?" и ориентирования по городу. Нередко для формирования более привлекательного имиджа в игре используются патриотические элементы, тесты на знание истории страны и родного города. В игре существует координационный центр, занимающийся выдачей заданий игрокам, приемом ответов и координацией всего игрового процесса. Полевые игроки поделены на команды. Обычно это три-четыре человека плюс автомобиль. Центр выдает команде задание. Задания могут быть самыми разными: это решение интеллектуальных задач, поиск отправленных центром агентов, разыскивание предварительно размещенных знаков и т. д. Игрокам выдается информация к размышлению, например: там, где сто лбов встречаются с бородатым, нужно найти человека в зеленой футболке и спросить у него, не он ли продает славянский шкаф. Игроки, недолго подумав, понимают, что под местом встречи ста лбов и бородатого имеется в виду угол улиц Столбовой и Маркса, прыгают в машину и мчатся искать человека в зеленой футболке. Прибыв на место, они видят, что таких там немало. Значит, надо опрашивать всех, пока на кодовую фразу не откликнется настоящий агент центра.

Выполнение задания переводит команду на следующий уровень, который обычно нужно проходить совсем в другом месте. Именно на этой стадии особенно необходим автомобиль, а к нему - опытный водитель, знающий город. Нередко за время игры команде предстоит проехать пару сотен километров, мотаясь от центра до окраин и обратно. Не стоит забывать, что игра идет на время, поэтому тот, кто ездит быстро, для своей команды просто незаменим.

В "Энкаунтер" чаще всего играют субботними вечерами. Это то самое время, когда рабочая неделя уже осталась позади и можно всецело предаться любимому развлечению. К тому же вечером-ночью улицы пустеют и мало кто помешает игрокам. Чтобы присоединиться к игре, нередко не нужно вообще ничего, кроме согласования заявки с координаторами. Все остальное - взносы, техническое обеспечение, автомобиль - требуется не всегда. Возможны даже варианты организации виртуальных штабных игр, где игроки побеждают и проигрывают, не вставая из-за компьютера. Но большинство считает, что играть в условиях реального города, сидя за рулем настоящей машины, вооружившись сотовым телефоном, фонариком, а то и ноутбуком с выходом в Интернет, гораздо интереснее. Один из типов игры, где без машины просто не обойтись, так и называется - автоохота: игроки ищут перемещающийся по городу объект, каждые несколько минут сверяясь с полученной от центра информацией и подсказками.

Когда речь идет об "Энкаунтере", необходимо понимать одну простую вещь: эта игра может выглядеть совершенно по-разному. Есть только одно, что объединяет игроков, - необходимость выполнять задания, решать задачи и головоломки и опережать своих соперников. Это не гонки, хотя многие путают "Энкаунтер" с различными видами стритрейсинга. Тем не менее элемент гонок, необходимость первым прибыть в определенную точку, в "Энкаунтере" тоже присутствует. Более того, именно за счет высокой скорости можно наверстать время, потраченное на решение интеллектуальных задач. По сути, это не спорт, потому что мало кто заботится о том, чтобы команды были поставлены в равные условия. Одни могут ездить на новеньком "Форде", другие - на дышащем на ладан "жигуленке". С точки зрения игры, это проблемы участников.



Чем крупнее, "мегаполиснее" город, тем интереснее "Энкаунтер". Вместо рукотворных препятствий на пути игроков встретятся непонимание горожан, ничего не знающих ни о какой игре, заторы и пробки, неработающие светофоры, улицы с односторонним движением, разбитые дороги, недовольные регулировщики и т. д. Хотя формально в правилах "Энкаунтера" речь постоянно идет о необходимости соблюдения правил дорожного движения, многие считают возможным играть на грани. Нередко эта грань трактуется очень широко, что приводит к систематическим нарушениям ПДД. А что делать? Игра тем интереснее, чем больше адреналина выброшено в кровь. Рев двигателя и визг тормозов, остервенело размахивающий жезлом милиционер и бешено сигналящий "подрезанный" водитель - это заводит многих, тем более что победа сама по себе притягательна и балансирование на краю закона кажется вполне достойной ценой.

Более того, "Энкаунтер" нередко основан на выполнении заданий, связанных с риском для жизни и здоровья. В игре существует понятие "экстремальных" уровней. Также есть уровни, которые называются "террористическими", они построены на сознательном вмешательстве в жизнь "аборигенов". Это могут быть массовые телефонные звонки или приставания и опросы на улицах, причем традиционно для тех, кто не в игре, вопросы звучат очень странно и вызывают естественное раздражение. Но опять же, как говорится в описании игры: "Да, мы будоражим спокойную и размеренную жизнь аборигенов, но мы хотим так играть, и мы так играем!"



Игроков в "Энкаунтер" тоже можно понять. Людям хочется активности. Не той, которой ждут от них начальство и родственники. Хочется оригинального отдыха, потому что баня и шашлыки тоже надоедают, да и проводить вечер за вечером в кино или клубе далеко не всем нравится. Можно встретить такое мнение, что "Энкаунтер" - это игра для людей с активной жизненной позицией. На самом деле это не так, потому что нет никакой активной жизненной позиции в том, чтобы ночами мчаться по пустым улицам на скорости, заведомо превышающей разрешенную, стремясь раньше соперников успеть найти недостающую деталь головоломки. Но абсолютно верно то, что в "Энкаунтер" играют люди, которым окружающая жизнь кажется серой и пресной. Хочется щекотки нервов. Хочется напряжения мозгов. Причем не ради какого-то дяди, который в офисе с понедельника по пятницу считает, что мозги этих людей принадлежат ему, а ради себя самого и команды. Нередко оказывается так, что игроки одной команды и вне игры - лучшие друзья, способные прийти на помощь в нужную минуту.

Нередко лишь удача позволяет игрокам в "Энкаунтер" избежать проблем с законом. Но поздним вечером 27 октября удача отвернулась от Анны, севшей за руль своего "Субару-Форестера". Выполняя очередное задание игры, она не справилась с управлением и на 223-м километре трассы Новосибирск - Колывань вылетела на большой скорости на встречную полосу, где столкнулась с "Тойотой". Итогом аварии стала смерть восьмилетнего мальчика, ехавшего в "Тойоте", и двух членов команды Анны, находившихся в момент столкновения на заднем сиденье "Субару". Именно в этот момент хочется вспомнить, что слово Encounter переводится с английского как "столкновение", "неожиданная встреча". Вот такая злая ирония судьбы...

Эта история вызвала в Новосибирске много шума. Сторонники игры утверждают, что, во-первых, за годы существования "Энкаунтера" это первое серьезное ДТП, повлекшее за собой смерть людей, в том числе посторонних; во-вторых, от всех участников в обязательном порядке требуют соблюдать ПДД; в-третьих, на дорогах опасно и без игроков в "Энкаунтер". Противники резонно возражают, что далеко не во всех случаях ДТП однозначно можно сказать, по какой причине была превышена скорость, так как любители ночных гонок не афишируют перед сотрудниками ГИБДД свое занятие; требование соблюдать правила еще не означает, что их будут соблюдать на самом деле, и если на дорогах опасно, то не стоит делать их еще опаснее.



Скорее всего, этот конфликт неразрешим. Призывы ограничить участников "Энкаунтера" "каким-нибудь загоном", как в сердцах написал один из комментаторов новости об аварии, имеют под собой основания, но невыполнимы. Тем более что сама суть игры сводится к тому, что она должна происходить на поле, которое является естественным, а не искусственным. Это не рейсинг, для которого можно построить трассу где-нибудь на окраине, как уже нередко делается во многих городах России, начиная с Москвы. Ограничение "Энкаунтера" жесткими рамками убивает сам его дух, так как особая прелесть игры состоит в меняющихся, непредсказуемых условиях.

А пока ДТП с участием игроков в "Энкаунтер" не стали еще привычными, каждую субботу по ночным улицам многих городов России мчатся автомобили - водители стремятся как можно быстрее доставить свои команды к месту выполнения нового задания, распугивая визгом шин и мгновенными стартами с места по желтому сигналу светофора случайных прохожих. Игра продолжается...



материал подготовил: Алексей Гридин

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа