Главная > Автоистория > Автоистория
 

Honda S600: бунт среди консерваторов
Honda S600
Возможно, в предыдущей жизни Соичиро Хонда был американским первопроходцем. Его подход к жизни определенно лучше бы вписался в реалии американского Дикого Запада, чем в традиции японского общества. Родившись в 1906 году старшим сыном в семье кузнеца, занимавшегося также и ремонтом велосипедов, он очень рано увлекся различными механизмами. Первая встреча с автомобилем в восемь лет побудила его покинуть дом в пятнадцать, получив только начальное образование, для того чтобы начать обучение в токийской автомастерской и уже вскоре открыть собственную.

Разрушенная войной Япония нуждалась в дешевом транспорте, так что Хонда сначала начал выпускать мотоциклы собственной разработки и к 1954 году стал крупнейшим в Японии мотопроизводителем. Пять лет спустя он стал мировым лидером в этой отрасли - титул, не оспоренный никем до сих пор.

Honda S600
Один из первых автомобилей Соичиро Хонды - родстер S600


Однако это было очень нелегким достижением для бунтаря Хонды, которому нехватка образования и вульгарность в одежде закрыли доступ в гакубацу, или круг выходцев из хороших семей. Ему также не хватало связей в дзайбацу - японских конгломератах, управляемых семьями. Именно им правительство давало зеленый свет в те моменты, которые стали труднопроходимыми для Хонды, когда он решил выйти на автомобильный рынок.

В начале 1960-х годов японское министерство внешней торговли и промышленности вдруг приняло некий план. Согласно ему конкурентоспособность Японии должна была повыситься при помощи разделения автомобильного сектора рынка между несколькими крупными, устоявшимися игроками и благоприятствования им в том, что касалось экспорта. Хонда решил вывести на рынок свои собственные автомобили и после трех лет экспериментов представил публике свои первые машины на девятом автошоу в Токио. Случилось это в 1962 году.

Honda S600


После тестирования многочисленных сочетаний двигателей и трансмиссий выбор пал на очень продвинутую по тем временам рядную "четверку". Она была сделана из алюминия и имела два распредвала верхнего расположения с приводом от роликовой цепи, полусферические головки блока цилиндров с двусторонним расположением каналов, четыре карбюратора с горизонтальным потоком воздуха Keihin, а также сборный коленвал, в котором использовались семь изолированных игольчатых подшипников для соединения с нижними головками шатунов. Все это позволяло получить красную зону оборотов, начинающуюся с отметки 9500, а вообще двигатель мог без вреда для себя раскручиваться до 11 000 оборотов!

Honda S600
Мощность из двигателя, сопряженного с четырехскоростной ручной коробкой, передается в направлении смонтированного на раме дифференциала, к которому, в свою очередь, крепятся две детали в мотостиле с цепным приводом, поворачивающие задние колеса и функционирующие как продольные рычаги подвески. Действительно инновационный для своего времени подход. И вместо традиционного седана "Хонда" одела свое высокотехнологичное шасси в костюм спортивного родстера, немного напоминающего вынесенным вперед управлением другой тип кузова - пикап.

Оригинальный план, разработанный собственными силами "Хонды", позаимствовавший многие признаки у Innocenti 950 Spider, который, в свою очередь, был создан на базе Austin Healey Sprite, подразумевал создание двух вариантов родстера. Один, с размерами, соответствующими внутрияпонскому классу микрокаров, облагающихся низкими налогами (так называемые кей-кары), и еще один, более крупный, - на экспорт. Но министерство внешней торговли и промышленности отказалось сертифицировать 33-сильный S360 как кей-кар на основании его излишней спортивности (а еще из-за того, что у Соичиро не было нужных связей). Так что выпуск этой версии был отложен. А вот более крупная S500 и последовавшие за ней S600 и S800 отправились в производство и между октябрем 1963 года и маем 1970-го были проданы в количестве более 25 000 штук. Так Хонда все-таки попал в автомобильный бизнес.

44-сильная S500 продавалась только в Японии во время 1964 модельного года. А вот экспортная S600 была представлена публике в марте 1964-го с такими опциями, как левый руль и кузов в варианте хэтчбека-купе. Она была оснащена более мощным двигателем (57 л. с. и 5,25 кг·м крутящего момента). Финальный вариант S800 имел мощность 70 л. с. и максимальную скорость 100 миль в час (около 161 км/ч), что было на 10 миль в час выше, чем максималка S600.

К 1963 году "Хонда" была брендом с самыми большими объемами продаж мотоциклов в США, и Соичиро отчаянно желал продавать в Штатах и свои машины тоже. Однако S-серия не проходила сертификацию из-за повышенного содержания углеводорода в выхлопе. Тем не менее S600 и S800 продавались в Канаде, да и военнослужащие, возвращающиеся из Японии в Штаты, прихватили с собой несколько экземпляров этих машин.

Honda S600
Недавно отреставрированная S600 1965 года выпуска, принадлежащая Скотту Кингу, попала в Америку из Канады, и поэтому ее приборы производства Denso градуированы в английских единицах измерения. При первом осмотре машины, ее внешности, отделки и обработки деталей трудно представить, что она была когда-то куплена за сумму менее 2000 долларов. Простые, хорошо читающиеся приборы расположены на панели из шлифованного алюминия. Их шкалы вытиснены на металле. Двигатель, лежащий под углом в 45 градусов, чтобы поместиться под низким капотом, десятилетия спустя кажется более передовой разработкой, чем моторы современных британских соперников S600, затмевающих ее своими размерами, - MG Midget, Triumph Spitfire и так далее. Плотно прилегающий и довольно хорошо защищающий от влаги (если верить современным тестам) складной верх крепится тремя простыми защелками и четырьмя застежками с каждой стороны. Он легко убирается в нишу позади кресел - это намного проще и эффективнее, чем походные палатки, по какому-то недоразумению считающиеся складными топами у многих британских родстеров. В качестве опции у S600 был еще жесткий верх из стеклопластика, а вот защитный козырек от ветра, который крепится сверху к ветровому стеклу, поставлялся в стандарте. Задняя подвеска с безумной цепной конструкцией оставила много места для запасной шины, которая лежит в нише под полом багажника - кстати, довольно вместительного. Рекламные проспекты тех годов с гордостью заявляли о том, что сюда помещался набор клюшек для гольфа. Пожалуй, сейчас это говорит лишь о том, что сорок лет назад сумки для гольфа были намного меньше.

Honda S600
Салон притягивает взгляд. Можно ли считать это побочным результатом реставрации или так сильна индивидуальность этого автомобиля?


Чтобы забраться в S600, когда верх у нее поднят, нужна определенная гибкость тела. Меньше этой гибкости требуется, когда он опущен - или если ваш рост не превышает 180 см. Забравшегося внутрь человека ожидает сюрприз - места в салоне вполне достаточно. Машина ощущается более крупной, чем она выглядит, как и Lotus Elan (говорят, что у Хонды во время разработки своего родстера был во владении хардтоп Lotus Elite). Поверните ключ, и стартер в мотоциклетном стиле закрутит коленвал за секунду до того, как заведется двигатель. 726-килограммовый родстер легко и плавно трогается с места примерно на 2000 оборотов, однако до 5000 об/мин ускорение довольно умеренное. После прохождения этой отметки машина едет более живо - словно в дело включилась система VTEC. Раскрутитесь хотя бы до 7000 (кстати, передачи здесь короткие), а не то двигатель в одну секунду захлебнется. Отпустите педаль газа, чтобы переключить передачу, и раздастся необычный звук - как будто закрывается вестгейт на турбированной машине. Может быть, это что-то с цепями? Педаль в пол, и крутите мотор до 8500 оборотов, когда он имеет пиковую мощность, а машина показывает себя с лучшей стороны, и наслаждайтесь волнующим баритоновым арпеджио, исходящим со стороны мотора. Звук, не переходящий в надсадный крик, во многом похож на болид Formula Ford - или на современную модель Honda S2000. Для получения более или менее высокой мощности двигатель нужно раскручивать - здесь мало крутящего момента. И при езде на четвертой передаче, при 1000 об/мин и скорости 16 км/ч, нужно переключиться на третью, чтобы заехать даже в самую маленькую горку. Если стартовать с места порезвее, появится своеобразное ощущение того, что зад машины пытается оторваться от земли, - так реагируют на крутящий момент детали с цепным приводом. Геометрия кузова от рождения не способствует припаданию к земле. Позднее, когда начался выпуск S800, машина начала оснащаться пятирычажной ведущей осью с пружинными рессорами.

Honda S600
Honda S2000 и Honda S600 - современный боец и его далекий предок


Маленький рычаг переключения скоростей путешествует по своей H-образной дороге с восхитительной механической четкостью. Первая передача не синхронизирована, и с учетом того, что этот родстер терпеть не может быстрое падение оборотов ниже отметки 1000, каждый раз, когда скорость делается меньше, чем 8 км/ч, вам нужно полностью останавливаться и снова включать первую. Это воспитывает дисциплинированность в том, что касается остановок на светофорах. Двигатель с низким коэффициентом трения не может быстро снижать обороты, и попытка опередить события с помощью коробки может повредить синхронизаторы. Современные тест-драйвы описывают управляемость S600 как в основном ровную и нейтральную, машина слегка пружинит. Руль без усилителя на самом деле довольно легок, даже когда машина неподвижна, а барабанные тормоза с алюминиевыми пластинами на всех четырех колесах, кажется, вполне справляются со своей задачей, когда требуется часто замедляться на гористой местности, которую можно видеть на фотографиях.

Honda S600


Одна из характерных черт S600, вгоняющих в ступор, - это безоговорочное отсутствие аналогов запчастей. Даже указатель поворота, кажется, был разработан с нуля. Включите его - и он начнет издавать странное жужжание, а потом его механическое тик-так вольется в остальной четырехколесный оркестр, когда-то созданный Хондой и состоящий из треска и стрекота передач, цепей, валов и подшипников. Реставрация, которую провел Кинг, привела к потере опционального радио, но мы не можем его за это винить. Маскировать весь этот акустический восторг современной музыкой было бы настоящей ересью.

Honda S600


Последующие модели "Хонды" были так же причудливы и в то же время надежны, и это их свойство сохранилось сквозь годы. И хотя современное наследие Соичиро вроде Accord или Civic уже стало мейнстримом, нужно всего лишь посмотреть на S2000, которая раскручивается до безумных значений, или на рост компании, чтобы понять: мятежный дух Соичиро все еще живет и будет жить еще долго.

По материалам Motor Trend




Ссылки по теме



материал подготовил: Ирина Стрижеус

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа