Главная > Автоистория > Автоистория
 

Есть автомобили. И есть Volvo


Вольво
Да, некоторое время тому назад на рекламных плакатах компании Volvo красовался именно такой слоган. Его целью было подчеркнуть, насколько эта марка отличается от других, по сути, стоит особняком. В самом деле, за долгие годы своего существования автомобили этой компании заработали определенную репутацию, сложился устойчивый имидж, который характеризуется прежде всего понятиями "безопасность" и "надежность". И пусть "светофорные шумахеры" отпускают устаревшие шуточки про "вольво-драйверов", однако новый отчет американского Страхового института безопасности дорожного движения о самых безопасных автомобилях 2008 года, в который включены три модели Volvo, наверняка представляется более значимым аргументом.

В компании всегда подчеркивали приверженность родным скандинавским корням. Действительно, мы можем найти их во всем, начиная с самого момента ее рождения. Дело в том, что в те годы в Швеции было принято решать серьезные деловые вопросы на так называемых "рачьих вечеринках", когда солидные люди, не спеша, поедая вареных
Густав Ларсон и Ассар Габриэльссон
Густав Ларсон (слева) и Ассар Габриэльссон
речных раков, заключали важные соглашения и подписывали крупные договоры. Вот и вечером 25 июля 1924 года в ресторане "Стурехоф" в Стокгольме встретились Ассар Габриэльссон и Густав Ларсон. Первый из них занимал ответственный пост в компании SKF, выпускавшей шарикоподшипники, второй, в прошлом также сотрудник SKF, в момент встречи занимал пост управляющего в фирме Nya AB Galco, выпускавшей листовой металл. Это была просто встреча старых друзей. Они заказали огромное блюдо раков (остальные детали меню история для нас не сохранила), и за неторопливой беседой возникла идея организации производства автомобилей. И в соответствии с традицией несколько часов спустя было принято решение о создании компании Volvo.

В шведском календаре на 25 июля приходятся именины Якоба, поэтому разрабатываемый автомобиль с официальным обозначением ÖV4 получил прозвище Jakob. Первый экземпляр, с кузовом фаэтон, смонтированном на деревянном каркасе, и двухлитровым двигателем мощностью 28 л. с., управляемый менеджером по продажам Хилдингом Йоханссоном, выехал на заводской двор 14 апреля 1927 года. Интересно, что отцы-основатели компании уже в те годы говорили о проблемах безопасности. И надо же было такому случиться, что первый "краш-тест" ÖV4 прошел раньше, чем был продан первый автомобиль. В 1926 году на дороге из Стокгольма в Гетеборг один из девяти опытных образцов столкнулся лоб в лоб с американской машиной. Заокеанский автомобиль отправился на свалку, а Volvo отделался незначительными повреждениями.

Volvo OV4
Volvo ÖV4


ÖV4 также стал первой моделью компании, поставляемой на экспорт. В 1928 году в Финляндию было отправлено двадцать четыре автомобиля, а в 1929 году - двадцать семь. Немного, но ведь и общий выпуск ÖV4 составил всего триста экземпляров. Массовый экспорт автомобилей начался только после 1947 года, когда в серию пошла модель PV444. На первых порах компания испытывала серьезные финансовые затруднения. Дело шло к тому, что в 1929 году Volvo должна была стать американской компанией, поскольку ее собирался купить легендарный промышленник и изобретатель Чарльз Нэш, основатель компании Nash. Однако Габриэльссон сумел убедить руководство SKF оказать поддержку его компании, причем договоренность была достигнута буквально за несколько часов до того, как американские гости прибыли в Гетеборг. Его усилия не пропали втуне. В этом же году компании удалось получить прибыль, пусть и небольшую. И хотя Volvo осталась шведской компанией, американское влияние на ее автомобили в 30-е годы было значительным. Дело в том, что Volvo активно приглашала на работу квалифицированных шведских инженеров из Детройта, привозивших с собой не только знание технологических процессов, но и наработанные за океаном дизайнерские решения. Одним из таких автомобилей этого периода стал PV36 Carioca с независимой подвеской передних колес и обтекаемым цельнометаллическим кузовом, созданный явно под влиянием Chrysler Airflow.

Volvo PV36 Carioca
Volvo PV36 Carioca


Несмотря на американское влияние, в эти годы шел активный поиск собственного стиля. Он продолжался даже во время Второй мировой войны, в которой Швеция, будучи страной нейтральной, не участвовала. К 1944 году был готов новый автомобиль, который можно считать подлинным родоначальником современных традиций Volvo. Модель PV444 была меньше, чем американские модели, но крупнее европейских автомобилей малого класса того времени. На ней был установлен четырехцилиндровый верхнеклапанный 1,4-литровый двигатель мощностью 40 л. с. Благодаря несущему кузову собственная масса машины составляла всего 968 кг, и PV444 развивал максимальную скорость 115 км/ч. Сочетание просторного салона и неплохой динамики позволило рекламировать его как "семейный спортивный автомобиль". В нем обращали на себя внимание такие новинки, как многослойное лобовое стекло и усиленный каркас кузова. Из-за нехватки стали выпуск PV444 начался только в 1947 году, и с ним Volvo по настоящему вышла на мировую арену, начав экспортировать этот автомобиль в значительных количествах в разные страны, в том числе, начиная с 1955 года, и в США.

Выход на американский рынок многие считали настоящей авантюрой. Как сказал один из руководителей компании, "это все равно что продавать холодильники на Северном полюсе". И тем не менее PV444 стал настоящим хитом в Соединенных Штатах Америки, а их рынок стал для Volvo основным. В 1958 году на смену 444-й пришла модель PV445, которая была, по существу, модернизированным вариантом предшественницы. В частности, на ней устанавливался 1,6-литровый двигатель мощностью 85 л. с., который до этого был доступен только на автомобилях, продаваемых в США. Тем не менее в конкурсе "Автомобиль столетия" в списке 100 лучших машин XX века марка Volvo представлена именно этой моделью. Однако, по мнению многих экспертов, среди моделей шведской компании была такая, которая по всем параметрам имела больше оснований оказаться в этом списке.

Volvo PV444
Volvo PV444


В первой половине 50-х годов в компании задумались о замене PV444 и началась работа над автомобилями 120-й серии. Их дизайном занимался только что созданный отдел стиля во главе с Яном Вилсгаардом. В это время в Европе, да и в мире, получает широкое распространение итальянская школа автомобильного дизайна. Не избежали ее влияния и шведские стилисты, создав впечатляющий кузов, в котором, по словам одного журналиста, соединились итальянская элегантность и шведская функциональность. Но в новинке можно было отыскать и американские черты, в частности двухцветную окраску кузова. Автомобиль, получивший обозначение P120 Amazon, дебютировал в Стокгольме в 1956 году. Кстати, вскоре название Amazon осталось только для внутреннего рынка, поскольку германская фирма Kreidler, выпускающая мопеды и мотоциклы, владела правами на это название и предъявила Volvo претензии. Однако зарубежные владельцы частенько покупали шильдики с оригинальным названием модели и украшали ими свои автомобили.

Первоначально на Amazon установили мотор рабочим объемом 1,6 л (60 л. с.), что было явно маловато, но с 1961 года он получил 1,8-литровый двигатель (75 л. с.). Спортивная версия этого мотора с двумя карбюраторами развивала 90 л. с. Хотя трехточечные ремни безопасности, изобретенные Нильсом Болином, впервые были установлены на PV544, Amazon стал первым серийным автомобилем, на котором они входили в стандартную комплектацию. Автомобиль постоянно модернизировался, и на нем стали устанавливать передние дисковые тормоза, двухконтурную тормозную систему, анатомические сиденья, подголовники. Volvo Amazon выпускался до 1970 года и был изготовлен в количестве 667 323 экземпляров.

Volvo P121 Amazon
Volvo P121 Amazon


Amazon послужил базой еще для нескольких моделей Volvo. В 1960 году на автосалоне в Брюсселе дебютировала нетипичная для компании спортивная модель P1800. Правда, до нее компанией уже была сделана попытка войти в число изготовителей машин такого класса, когда в 1954 году был представлен автомобиль Volvo P1900, но его серийное производство, начатое совместно с калифорнийской компанией Glasspar
Volvo 142
Volvo 142
в 1956 году, сопровождалось множественными проблемами и после выпуска 67 экземпляров было прекращено. У P1800 судьба сложилась иначе. Он был оснащен 1,8-литровым двигателем с двумя карбюраторами, развивавшим мощность 100 л. с., и механической четырехступенчатой коробкой передач. Передняя подвеска была независимой, на передних колесах применялись дисковые тормоза. Автомобиль развивал максимальную скорость 166 км/ч и отличался неплохой управляемостью. Дополнительную популярность ему принесли съемки в телевизионном сериале "Святой", где на нем разъезжал главный герой, которого сыграл Роджер Мур. Не исключено, что создатели сериала выбрали P1800 потому, что первое время из-за нехватки производственных мощностей его выпускали на заводе британской компании Jensen. И только в 1963 году производство было перенесено в Швецию, после чего автомобиль получил обозначение P1800S. В дальнейшем появились модификации P1800E с двигателем, оснащенным системой впрыска топлива, и P1800ES с кузовом типа спортивный универсал. Кроме P1800 на базе Amazon в 1966 году была создана 140-я серия, поразившая всех своими угловатыми формами. Она стала новым шагом в формировании образа Volvo как безопасного автомобиля. На 140-й устанавливались травмобезопасная рулевая колонка и ремни безопасности на задних сиденьях.

Прототип Volvo P1800
Прототип Volvo P1800


В 1974 году завершился выпуск Volvo 140 и его сменил Volvo 240 с еще более жесткими линиями кузова. В 1976 году он вышел на рынок США. Выхлопная система этого автомобиля была дополнена катализатором с лямбда-датчиком. Когда американские специалисты
Volvo 262C
Volvo 262C
проверяли работу двигателя, то выхлоп оказался настолько чистым, что они сначала решили, что их аппаратура неисправна. После этого Volvo 240 назвали "Самым чистым автомобилем, продаваемым в Америке".

Стилистический образ 200-й серии был продолжен автомобилями 700-й серии. В 80-е годы, когда дизайнеры возвращались к мягким, округлым формам, Volvo вновь продемонстрировала, что идет своим путем. В свою очередь 700-я серия эволюционировала в 900-ю. Казалось, это стилевое направление будет доминировать еще долгое время, но через год после дебюта 900-й серии был представлен Volvo 850, провозгласивший начало новой эры в истории компании.

Volvo 760
Volvo 760
Безопасность, надежность, функциональность и экологичность, все всемирно известные достоинства автомобилей Volvo, были на этот раз дополнены динамичной внешностью и соответствующими ей скоростными возможностями. Этот автомобиль, как никакой другой, внес свой вклад в 90-е годы в изменение образа моделей этой марки. 850-й получил больше наград, чем любой другой автомобиль Volvo, причем среди них были призы и за технологические достижения, и за уровень безопасности, и за дизайн. Среди многих новинок обращали на себя внимание поперечно установленный пятицилиндровый двигатель, передний привод, система защиты от бокового удара (SIPS). А что касается внешности, то Volvo 850 получил приз как "Самый красивый универсал в мире", и не где-нибудь, а в Италии, где хороший дизайн - это образ жизни. Кстати, задняя часть кузова этого универсала послужила образцом для проектировщиков многих известных брендов. Но какая копия может быть лучше оригинала?

Универсал Volvo 850
Универсал Volvo 850


В 1999 году компания Volvo вошла в состав Ford Motor Company. За время, прошедшее с тех пор, ее автомобили ничего не растеряли из своих лучших качеств, сохранив свою скандинавскую индивидуальность. Им удалось избежать судьбы моделей другой шведской компании Saab, не выдержавших в корпорации General Motors пресса унификации и стандартизации и лишившихся тех характерных особенностей, за которые их ценили поклонники.

Да, меняются люди, меняется мир. Автомобили Volvo меняются также, оставаясь при этом именно автомобилями Volvo, которые не спутаешь ни с какими другими. И если в отдаленном будущем будут автомобили, то среди них обязательно будут Volvo.

Фото Volvo



Ссылки по теме



материал подготовил: Сергей Прибытков

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа