Главная > Спорт > Спорт
 

Третья категория - игры для взрослых
Многие любят смотреть автогонки - вживую или по телевизору. Очень уж зрелищное мероприятие. Особенно мировые ралли - тут тебе и азарт, и рев моторов, и головоломные скольжения, и впечатляющие прыжки с трамплинов... Завидно? Вам хотелось бы оказаться на месте тех ребят в шлемах? Вас завораживает звучание слова "ралли"? Однако при этом вам неохота класть жизнь на алтарь автоспорта, годами тренироваться, тратить деньги и время, пробиваться из новичков в мастера? Тогда ралли третьей категории (Р3К) просто созданы для вас!

Ралли - один из самых старых видов автомобильных гонок. Собственно, все автопробеги первых лет автомобилизма были именно ралли. Самые первые автомобильные гонки состоялись в 1895 году. Это был пробег по маршруту Париж - Руан. Главным для участников было добраться до финиша, а на остановках первые автомобилисты главным образом занимались тем, что рассказывали собравшимся зевакам, что это за чудо такое - автомобиль. Впрочем, организаторы пробега сразу придумали для участников дополнительные соревнования, чтобы владельцы "безлошадных тележек" могли показать все, на что способно новое средство передвижения. Это и были первые ралли. И глядя на современный раллийный экстрим, трудно поверить, что изначально ралли - вовсе не соревнования на скорость движения!

Р3К можно проводить в любое время года!


Немного сухих строк и определений. Ралли - это дорожное соревнование со средней заданной скоростью, проходящее полностью или частично на дорогах, открытых для общего пользования, включающее в себя несколько специальных участков (СУ), организованных на дорогах, закрытых для общего движения. Дистанция ралли (кроме СУ) разделяется на несколько частей, называемых дорожными секциями. Результаты ралли определяются по совокупности результатов, показанных водителями на СУ, являющихся гонками, и на дорожных секциях, при преодолении которых скорость не является определяющим фактором. Ралли имеет один маршрут, которому следуют все участвующие автомобили.

Однако, как ни странно, самые зрелищные участки (спецучастки, или СУ) введены в ралли относительно недавно. Введены именно для зрелищности и коммерческой окупаемости соревнований. До этого момента ралли были соревнованием на регулярность движения. То есть главной задачей экипажа было не промчаться как можно быстрее, а прибыть в заданную точку точно в заданное время. Не позже - но и не раньше!

Р3К проводятся на дорогах общего пользования


Любительские ралли, они же ралли третьей категории, как раз и возвращают нас к истокам этого вида соревнований. Их главное отличие от боевых ралли типа WRC - отсутствие спецучастков. А это снимает главные проблемы профессионального автоспорта - безопасность и гонку вооружений. Понятное дело: когда выигрыш определяется в основном результатами прохождения спецучастков, то машина должна быть как можно совершеннее, ведь речь идет о скоростной гонке по пересеченной местности. И появляются супермашины астрономической стоимости, системы безопасности для пилотов - и прочие дорогостоящие вещи, соответствующие профессиональному спорту. В любительских же ралли все это не нужно. Участник может выступать на любом автомобиле, соответствующем требованиям ПДД. Никаких специальных систем безопасности тоже не требуется - ведь риск не превышает такового при обычном городском движении.

Р3К не требует команды механиков


Любительские ралли весьма далеки от популярных сейчас у молодежи уличных гонок. Прежде всего, это соревнование проводится со строгим соблюдением ПДД и вообще является "гонкой для умных". Самым важным фактором дорожного соревнования является соблюдение режима движения, то есть предписанной для данной дорожной секции средней скорости движения. Время на дорожной секции учитывается с точностью до минуты. Прибытие на контрольный пункт раньше назначенного времени наказывается штрафными очками, так же как и опоздание, поэтому любителям просто погоняться тут делать нечего. Основная работа достается штурману, который должен иметь определенные способности к математике - точно рассчитать время, расстояние и скорость не так-то просто. Каждая минута опоздания или опережения графика пенализируется штрафными очками, а выигрывает тот, кто наберет их меньше всех.

В Р3К нет таких опасных маневров


Как происходит соревнование в Р3К? Перед стартом все участники получают так называемую "дорожную книгу" - графическое изображение маршрута ралли с указанием всех участков и контрольных пунктов, а также средней скорости и нормы времени. Она представляет собой закодированную трассу соревнований, разбитую на участки от КВ до КВ (пункты контроля времени). Закодированность состоит в том, что в легенде в виде таблицы указываются отдельные точки маршрута (перекрестки, населенные пункты, прочие ориентиры) с указанием расстояния между ними. При этом указывается, куда надо поворачивать на перекрестках (если перекресток не обозначен, предписывается ехать либо по главной дороге, либо прямо).

В Р3К пилот не обязан уметь летать


Экипаж-участник состоит из водителя и штурмана. Водитель, соответственно, управляет автомобилем, а штурман подает ему команды - куда и с какой скоростью ехать. Успех в ралли прежде всего зависит от сработанности такого экипажа. Поскольку штурман фактически является в этой связке главным, то точность прохождения маршрута сильно зависит от его подготовленности. От пилота здесь требуется немного:

  • уметь вовремя и в правильной последовательности крутить руль и нажимать на педали;
  • четко выполнять все команды штурмана. Образно говоря, если пилот видит слева забор, а штурман командует "лево пять скорость девяносто", пилот должен повернуть налево и развить скорость 90 км/ч. До следующей команды штурмана или характерного звука, указывающего на его ошибку.


В Р3К не нужны шлем и каркас


Собственно говоря, автомобилем управляет штурман, а пилот является лишь голосовым интерфейсом. Поэтому Р3К иногда называют "штурманские ралли". Задача штурмана весьма непроста - он должен вычислить точное (до половины минуты) время прибытия на определенную точку маршрута, исходя из заданной на участке средней скорости. Причем средняя скорость может быть задана хоть 20 км/ч - вот и тащись на первой передаче до следующего пункта контроля... Скорость на Р3К всегда ограничена требованиями ПДД для данного маршрута, поэтому проведение таких соревнований не требует перекрытия дорог или специальных трасс - участники не создают помех дорожному движению. Вообще, правила ралли третьей категории достаточно сложны, и изложить в этой статье даже полный список терминов было бы непростительным издевательством над читателями. Заинтересовавшиеся этим вопросом легко найдут необходимую информацию в Интернете. Главное же преимущество этого вида соревнований - безопасность и общедоступность. Раллийные клубы существуют в большинстве крупных городов, соревнования и их регламенты объявляются заранее, поэтому любой желающий может найти себе гонку по вкусу.

В Р3К пилот может не обладать умениями управляемого заноса


Любительские ралли - общедоступные автомобильные соревнования. Для участия в них требуется немного: желание, автомобиль, соответствующий ПДД, и экипаж из двух человек. Из дополнительного оборудования могут потребоваться только калькулятор, секундомер, тетрадка и несколько карандашей для штурмана. Таким образом, участие в этих соревнованиях может принять практически любой желающий, тем более что они проводятся обычно вечером выходного дня. Ни автомобиль, ни экипаж не подвергаются никакому риску - не более чем при обычном движении. Так что если вы любите автоспорт, то вполне можете позволить себе "сыграть в ралли"!

В Р3К экипажу не нужно специальное снаряжение


Фотографии мирового ралли взяты из коллекции сайта Rallyzone.ru.



Ссылки по теме



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа