Главная > Практикум > Практикум
 

Резина для спортсмена


Автомобиль соприкасается с дорогой всего в четырех точках, каждую из которых можно накрыть ладонью. И на этой небольшой площади происходит взаимодействие с окружающим миром огромного импульса - массы, помноженной на скорость. За счет такой маленькой площадки машина разгоняется, тормозит и совершает маневры. Поэтому надежность контакта колеса с дорогой, безусловно, - важнейший элемент управления. В автоспорте, где скорости велики, а маневры всегда на грани, правильный выбор резины зачастую определяет результат гонки, так что стоит посмотреть, какие колеса выбирают пилоты и почему.

Первый и важнейший критерий, по которому происходит выбор резины, - это тип покрытия. Асфальт, грунт, гравий, снег, лед - каждая трасса требует своего отдельного решения. В отличие от гражданского водителя, который обходится двумя комплектами резины - зимней и летней (да и то некоторые норовят сэкономить, покупая "всесезонную" резину), автогонщики зачастую привозят с собой четыре-пять комплектов колес на одну машину! Причем частенько меняют ее между заездами - если пошел дождичек или, наоборот, трасса подсохла. Чтобы понять, зачем нужно такое изобилие, посмотрим подробнее, в каких условиях работает шина на гонках.

Такая разная спортивная резина...


Самая простая и благоприятная ситуация - гонки типа дрэг по асфальтовому покрытию. Почему простая? Да потому, что состояние покрытия одинаковое на всем протяжении от старта до финиша и подобрать резину несложно. Почему благоприятная? Да потому, что асфальт этот ровный, гладкий, сухой и требует от резины только одного качества - сцепления. Это самое сцепление определяется двумя параметрами - площадью контакта и свойствами резины. Идеальное колесо для дрэг-рейсинга - низкопрофильная, широкая и абсолютно гладкая покрышка типа слик. Низкопрофильная - минимум деформации, широкая и гладкая - максимальная площадь контакта. Причем резина должна быть как можно более мягкой, чтобы буквально прилипать к асфальту, ведь пробуксовка на старте - это потерянные секунды, а крутящий момент у настоящего дрэг-болида о-го-го какой! Поэтому перед стартом колеса прогревают - чаще всего намеренной пробуксовкой "с дымом", но иногда и... паяльной лампой! Для победы все средства хороши, а технический регламент большинства соревнований по дрэг-рейсингу ограничивает только объем двигателя. Для этих соревнований выпускается малым тиражом специальная, очень дорогая резина, которая, увы, в силу своей мягкости служит весьма недолго. Ну а поскольку дрэг-рейсинг - это в значительной части шоу, то в эти колеса иногда добавляют специальные компоненты, чтобы дым от сгоревшей на старте резины был цветным и... обладал приятным запахом!

Дрэг-рейсинг - только слики!


Для следующего примера возьмем такой популярный тип гонок, как асфальтовые кольцевые. В эту категорию попадает множество соревнований: от "Формулы-1" до "Невского кольца". Все они имеют общую особенность - соревнования происходят на замкнутой трассе с твердым покрытием. Казалось бы, раз асфальт, то и принципы те же, что для вышеупомянутого дрэга: бери слики пошире и - вперед! Однако это не совсем так. Во-первых, в отличие от дрэга пилоту в кольцевой гонке приходится поворачивать и вообще активно маневрировать. Ну а чем шире резина, тем труднее ее повернуть - значит, на таких "катках", как в дрэге, уже не стартуешь. Во-вторых, если для дрэг-рейсинга легкий дождик - повод для отмены соревнований, то кольцевики гоняют в любую погоду. И вот здесь проявляется первый враг шинника - аквапланирование.

Прекрасно работающий на сухом покрытии слик при попадании в банальную лужу буквально всплывает на водяной подушке. Естественно, ни о каком управлении автомобилем в этом случае речь не идет - он плавает в буквальном смысле этого слова. Поэтому для кольцевиков кроме "сухой" (настолько близкой к слику, насколько позволяет регламент) необходима еще и "мокрая" резина. Она представляет собой протектор с водоотводами, которые собирают в себя воду и выталкивают ее наружу. Форма этих самых водоотводов может быть очень различна у разных производителей - она является конечным продуктом сложнейших расчетов и темой множества научных работ. Но общий принцип тем не менее очевиден - чем шире и больше водоотводы, тем больше воды они вытолкнут из-под колеса. Однако чем больше водоотводов, тем меньше площадь соприкосновения шины с дорогой и тем опять же хуже сцепление, а значит, разгон и управляемость! Здесь важно найти такое сочетание, когда и аквапланирования нет, и сцепление хорошее, а потому гоночная команда часто имеет множество комплектов шин - от "совсем сухой" до "ливневой", через "слегка влажные", "мокрые", "очень мокрые" и так далее.

Водоотводы -


Совсем с другими проблемами сталкиваются пилоты чисто грунтовых гонок - автокросса. Если асфальт от дождя становится всего лишь мокрым, то грунт раскисает, липнет на колеса, забивает арки, скользит. Однако и сухой грунт - не асфальт, так что слики в автокроссе не в ходу. Грунтовая резина всегда более или менее "зубаста", отличается лишь размер "зуба" - ведь речь здесь идет не о сцепных, а, скорее, о "зацепных" качествах. Оттолкнуться на старте от рыхлого грунта - совсем не то, что от асфальта! Здесь и состав резины совсем другой - колеса не прилипают к покрытию, а, скорее, "вгрызаются" в него, покрышка много жестче. Ну а в "грязевой" резине эти особенности доведены почти до абсурда: примером могут служить так называемые "соски" - покрышки с огромными толстыми резиновыми шипами длиной в полпальца.

Грязевой шип -


Кстати, в связи с этим хочется сказать о колесах для передней и задней оси. Почему-то считается аксиомой, что наилучшее решение для любой машины - когда все четыре колеса абсолютно одинаковые. А между тем, особенно на моноприводе, эти колеса выполняют совершенно разные задачи - почему же они не должны отличаться? Как раз должны! Ведущая ось толкает (тянет) автомобиль, а неведущая обеспечивает курсовую устойчивость, поэтому колеса тоже бывают "тяговые" и "курсовые". Первые должны иметь преимущественно продольное сцепление: их задача "вцепиться" в трассу и обеспечить разгон, а вторые - преимущественно боковое сцепление: они должны удержать машину на курсе в вираже. И как раз на кроссовой резине это видно особенно отчетливо: нормальный комплект - "зубы" на ведущей оси и "шпалы" на неведущей ("шпалы" - жаргонное название кроссовой резины с отчетливо выраженным продольным рисунком).



Самое крайнее выражение "грязевая" резина приобретает на соревнованиях по трофи-рейдам, джип-триалам и прочих гонках для внедорожников. Здесь во главу угла ставится проходимость, проходимость и еще раз проходимость! Задние колеса трактора "Беларусь" - это еще не самое одиозное решение. Огромные грунтозацепы с большими промежутками между ними, чтобы колесо самоочищалось и не залеплялось грязью, - вот идеал для бездорожья. Такое колесо должно цепляться изо всех сил, чтобы обеспечить машине тяговое усилие.

Внедорожная резина с большими грунтозацепами


Впрочем, самые сложные требования к резине предъявляют гонки типа ралли и ралли-кроссов. Сложность в их противоречивости - эти гонки сочетают в себе участки как грунтового, так и асфальтового покрытия. Вовсе не редкость такая ситуация, когда в течение одной гонки машина выскакивает на асфальт, потом ныряет в непролазную грязь, потом опять на асфальт... Во время гонки не поменяешь слики на "зубы" и обратно - а значит, колеса должны обеспечивать движение в любых условиях! Как правило, раллийная резина представляет собой разной степени удачности компромиссы, со смещением результата как в одну, так и в другую сторону. И здесь уже задача руководителя команды соотнести состояние трассы, настройки машины, предпочтения пилота и выбрать подходящий комплект покрышек. Зачастую именно правильность этого выбора является решающим фактором в борьбе за пьедестал!



Однако вернемся к нашей повседневной реальности и к нашим обычным дорогам. Вряд ли нормальный водитель для повседневной езды будет хранить пять комплектов специализированных колес, так что задача гражданских шин - обеспечить приемлемую универсальность. Чтобы и по сухому асфальту разгон нормальный, и по мокрому не всплывать, и по вязкому чернозему до дачи кое-как проползти. Известно, что всякое универсальное устройство хуже специализированного, но технологии производства шин шагнули так далеко, что большинству производителей удается сохранить все параметры в равновесии. И все же конечный выбор среди моря предложений водитель должен делать сам, основываясь на своих предпочтениях. Город, трасса или проселок? Быстро и резко или медленно и плавно? Короче говоря, кто вам ближе - кольцевики, кроссовики или раллисты? А может, вообще джиперы? Выбирайте...



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа