Главная > Иномарки > Иномарки
 

В поисках совершенства


Концепт-кары Volvo
В нынешнем году исполняется 75 лет со дня появления первого концепт-кара Volvo. Известно, что такие автомобили являются важным инструментом исследования путей развития конструкции и дизайна. За минувшие годы шведская компания построила довольно много концептуальных моделей, и каждая из них была по-своему интересна, поскольку представляла собой воплощение решения той или иной проблемы.

Первый концепт-кар Volvo Venus Bilo, дизайн кузова для которого разработал эксперт Королевского автомобильного клуба Швеции Густав Эрикссон, был представлен в ноябре 1933 года. В дальнейшем он послужил образцом для серийного Volvo PV36 Carioca. Такова официальная версия появления этого автомобиля. Однако в ней много неясностей. Начнем с того, что в качестве базовой модели, на которой был создан концепт-кар, разные источники называют и PV651, и PV653, и PV655. Сейчас это уже невозможно установить, поскольку автомобиль не сохранился до наших дней. Хотя если Venus Bilo проектировали по инициативе компании Volvo, то этот факт должен быть где-то зафиксирован. Возникают и другие вопросы. Почему в качестве разработчика кузова был привлечен человек со стороны? Почему концепт изготавливали в компании Nordbergs vagnsfabrik? Есть версия, что Эрикссон спроектировал и построил Venus Bilo по собственной инициативе и лично для себя. А позже его увидели основатели компании Volvo А. Габриэльссон и Г. Ларсон. В то время они уже задумывались об изменении стиля своих автомобилей, выглядевших громоздко и тяжеловесно, и под впечатлением, полученным от Venus Bilo, было принято решение о разработке и выпуске модели PV36 Carioca. Если это так, то данная версия объясняет и то, почему концепт-кар в дальнейшем оставался собственностью Эрикссона, пока он не принял решение продать его.

Volvo Venus Bilo
Venus Bilo (1933 г.) - первый концепт-кар Volvo


Но хватит о загадочном происхождении Venus Bilo. Посмотрим, чем он был примечателен. Шасси у PV651, PV653 и PV655 было практически одинаковым, правда, на PV651 устанавливался менее мощный двигатель. Эрикссон сместил двигатель вперед на 150 мм, а задние колеса разместил так далеко сзади, насколько это было возможно, благодаря чему освободилось дополнительное пространство в салоне. Обтекаемый кузов понтонного типа, лишенный подножек, с наклоненной облицовкой радиатора выглядел для своего времени футуристически. Главным его достоинством была большая вместимость. Он вмещал шесть человек и девять специально изготовленных чемоданов, часть из которых укладывалась в багажнике сзади, а часть - в специальном отсеке в правом крыле. В левом крыле хранились запасное колесо и инструмент. Второе запасное колесо размещалось сзади под кузовом и играло роль бампера. Кроме выдающейся вместительности, автомобиль, благодаря обтекаемому кузову, отличался неплохой экономичностью. Но для Volvo он особенно важен тем, что стал образцом при создании PV36 Carioca, а тот, несмотря на коммерческую неудачу, подвел черту под периодом "далекарлийских сундуков", как называли первые Volvo с закрытым кузовом, и стал отправной точкой в разработке новых дизайнерских подходов.

Volvo Venus Bilo
Volvo Venus Bilo вмещал шесть человек и девять специально изготовленных чемоданов


А вот следующий концепт-кар был уже полностью собственной разработкой. Планируя выход на рынок США, руководство компании поручило только что созданному отделу стиля во главе с Яном Вилсгаардом разработку автомобиля, выдержанного в американском стиле. Так в 1952 году на свет появился Philip, названный в честь британского принца, - пятиметровый автомобиль с внушительными хромированными бамперами, небольшими "килями", шинами с нарядными белыми боковинами, двигателем V8 (3,6 л, 120 л. с.) и автоматической коробкой передач. О серьезности намерений Volvo говорит то, что и двигатель, и коробка передач были специально разработаны для этого автомобиля, а не позаимствованы на стороне просто для того, чтобы показать, что концепт может двигаться. Но Philip так и остался изготовленным в одном экземпляре. В компании решили, что бороться с американцами в классе автомобилей с восьмицилиндровыми моторами будет слишком сложным делом, тем более что собственный V8 еще нуждался в доработке, и поэтому начали продажи в США с компактной модели PV444.

Volvo Philip
Volvo Philip с двигателем V8 разрабатывался для рынка США


Примерно в это же время компания заказала проект нового автомобиля итальянскому дизайнеру Джованни Микелотти, который на базе PV445 в 1953 году создал концепт-кар Elizabeth I (в это время в Volvo называли свои экспериментальные автомобили по именам
Volvo Elisabeth I
Volvo Elisabeth I, разработанный итальянским дизайнером Джованни Микелотти
членов британской королевской фамилии). Автомобиль был неплох, только вот на задних сиденьях было очень уж тесно. Этот недостаток был устранен в модели Elizabeth II, но после всех расчетов выяснилось, что в серийном производстве автомобиль окажется слишком дорогим. К тому же он был слишком похож на Alfa Romeo 1900. Продолжал работу и собственный отдел стиля, и в 1954 году Ян Вилсгаард продемонстрировал купе Margarete Rose, созданное на узлах и агрегатах PV444. Этот автомобиль, кстати, проектировался как возможная замена PV444, но также не пошел в серию. Однако отдельные стилистические решения были использованы при создании спортивной модели P1900, которая, впрочем, оказалась не слишком удачной и была выпущена всего в 67 экземплярах.

Volvo Margarete Rose
Volvo Margarete Rose, вторая, после Philip, работа Яна Вилсгаарда


В шестидесятые годы в Volvo было создано несколько концепт-каров для внутреннего использования, которые практически не выставлялись на публике. Хотя, например, модель Rocket показали, но только в семидесятых. Наконец, в 1972 году компания продемонстрировала сразу ставший знаменитым VESC (Volvo Experimental Safety Car - "Экспериментальный безопасный автомобиль Volvo"), на котором
Volvo Viking
Volvo Viking, спроектированный дизайн-студией Coggiola
отрабатывались дизайн нового семейства автомобилей и новые системы безопасности. Он полностью соответствовал перспективным американским требованиям в области безопасности, опубликованным в 1970 году. Среди особенностей его конструкции отметим наличие зон деформации кузова, выступающие бамперы с гидроцилиндрами, без повреждения выдерживающие удар на скорости до 16 км/ч, клетку безопасности из 75-миллиметровых балок, защищающую при перевороте, "исчезающий" руль, АБС, ремни безопасности с преднатяжением, четыре подушки безопасности, "всплывающие" при ударе сзади подголовники, травмобезопасную отделку интерьера, камеру заднего обзора. Появление VESC вызвало большой резонанс и среди специалистов, и среди журналистов. Этот концепт-кар стал одним из прототипов 200-й серии, дебютировавшей в 1974 году. Кроме VESC в 1972 году на автосалоне в Париже дизайн-студия Coggiola представила элегантный концепт-кар 1800 ESC, известный также как Volvo Viking, в котором основной упор был сделан на разработку внешнего вида и интерьера.

VESC
Знаменитый VESC, один из первых автомобилей, спроектированных специально для изучения работы систем безопасности


В конце семидесятых - начале восьмидесятых компания Volvo представила много запоминающихся концепт-каров. В 1977 году в период между двумя нефтяными кризисами, когда обострился интерес к альтернативным источникам энергии, был разработан городской электромобиль. Двухместное транспортное средство оснащалось электромотором мощностью 9,5 кВт и развивало максимальную скорость 70 км/ч. Два автомобильчика даже прошли испытания как развозные фургоны, показав, однако, свою несостоятельность. Дело в том, что масса миниатюрных электромобилей составляла целую тонну из-за тяжелых аккумуляторов, заряда которых при передвижении по городу хватало примерно на два часа. Так что идею создания экологически чистого автомобиля пришлось отложить до поры до времени.

Электромобили Volvo
Городской электромобиль Volvo оказался неэффективным, поскольку заряда аккумуляторов при движении по городу хватало на два часа


В 1976 году Музей современного искусства и ряд других организаций, ответственных за общественный транспорт, в том числе и такси, объявили в Нью-Йорке конкурс по созданию такси, наиболее подходящего для условий эксплуатации в этом мегаполисе. Представленный в следующем году компанией Volvo переднеприводной компактный образец (длина 440 см), который стал известен как "Нью-Йоркское такси", был оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 70 л. с. На заднем сиденье могли разместиться три человека. Для их защиты применялась опускающаяся дуга безопасности вроде тех, что применяются на различных аттракционах. Еще один человек мог сесть на откидное сиденье рядом с водителем, хотя эта часть салона предназначалась для размещения багажа, как в лондонских такси. Сдвижная дверь позволяла без труда вкатить в салон инвалидную коляску. В дальнейшем проект по замене традиционных такси в Нью-Йорке на передовые новинки угас, и концепт-кар Volvo так и остался образцом умения и возможностей инженеров и дизайнеров компании.

Такси Volvo
Концепт-кар Volvo, представленный на конкурс по созданию такси, наиболее подходящего для эксплуатации в Нью-Йорке


В следующем 1978 году Volvo представил VSCC (Volvo Safety Concept Car - "Безопасный концепт-кар Volvo"). В дополнение к обычным средствам безопасности автомобиль был оснащен 25 новыми системами, разработанными для того, чтобы продемонстрировать американским властям максимум возможностей, которые могли бы улучшить транспортную безопасность. Два года спустя, в 1980 году, был показан автомобиль с простым названием VCC (Volvo Concept Car - "Концепт-кар Volvo"), который по существу был прототипом Volvo 760, его серийный выпуск должен был начаться два года спустя. VCC называли "Volvo для восьмидесятых", подчеркивая повышенный уровень безопасности автомобиля, экономичность и экологичность, не говоря уже о современном дизайне кузова и интерьера.

VCC
VCC - фактически прототип Volvo 760


Компания Volvo вела исследования в разных направлениях и в 1983 году обнародовала свой проект LCP 2000 (Light Component Project 2000 - "Проект по применению легких материалов 2000"), в рамках которого было создано несколько автомобилей с различными двигателями, на которых проверялась их работа с разными видами топлива. Переднеприводные автомобили были изготовлены главным образом из легких материалов, таких как алюминий, магний и разные виды пластмасс. В качестве силовых установок использовались различные дизели с турбонаддувом, хотя один из моторов был предназначен для работы на рапсовом масле. Подвеска, рулевое управление, тормоза, система электрооборудования были выполнены на самом современном уровне.

Volvo LCP
Один из концепт-каров, построенных в рамках проекта LCP, в котором изучались применение легких материалов в конструкции автомобилей и возможности двигателей, работающих на разных видах топлива


В начале девяностых годов Volvo вновь обратилась к проекту экологического автомобиля будущего. Продемонстрированный в 1992 году ECC (Environmental Concept Car - "Экологический концепт-кар") был почти полностью построен из материалов, пригодных для повторного использования. Автомобиль оснащался гибридной силовой установкой, включающей газовую турбину и электродвигатель. Она могла использовать практически все виды топлива как минерального происхождения, так и полученные из растительного сырья. На ECC отрабатывались и дизайнерские решения. Внешний вид автомобиля оказался настолько удачным, что шесть лет спустя с минимальными изменениями он был позаимствован для серийного Volvo S80.

Volvo ECC
ECC, проект экологического автомобиля будущего, почти полностью построен из материалов, пригодных для повторного использования. Его дизайн был использован для серийного Volvo S80


Как только на счетчике лет появились три нуля, концепт-кары от Volvo пошли один за другим. Это были прототипы XC90, V70, C30 и XC60 - автомобили, на которых отрабатывались новые системы безопасности, новые высокотехнологичные системы контроля работы подвески, новейшие электронные системы, способы использования на одной платформе различных силовых установок и видов топлива, а также методы применения гибридных силовых установок, причем с возможностью подзарядки аккумуляторов от бытовой электросети. Женский коллектив специалистов компании разработал автомобиль, который наилучшим образом, по их мнению, подходил для слабого пола. Был создан концепт-кар, предназначенный для решения проблемы перегруженности городских улиц, - двухместный микроавтомобиль, где водитель и пассажир сидели друг за другом. Был построен оригинальный родстер, представляющий собой своеобразную фантазию на тему "американский хот-род". Но эти автомобили начали появляться только в последние годы, буквально на наших глазах, и еще не успели стать историей. Так что о них поговорим лет так через пятнадцать-двадцать.

Volvo T6 Roadster
Volvo T6 Roadster, в котором дизайнеры компании воплотили свое видение американского хот-рода


Конечно же, здесь представлены далеко не все концепт-кары Volvo. Стоит еще упомянуть эффектный шоу-кар Bertone Tundra (1979 г.), Volvo 244 Diesel Turbo Special (1980 г.), на котором исследовали применение разных видов топлива, дизельный XD-1 (1981 г.), на котором предполагали установить рекорд скорости для автомобилей с этим типом двигателей, дизайнерский проект 480 Cabrio (1990 г.) и ряд других автомобилей. Но даже те, о которых было рассказано выше, помогают лучше понять, какими путями шли специалисты компании Volvo, чтобы сделать свои автомобили эффектными и основательно укомплектованными самыми передовыми техническими решениями.



Ссылки по теме



материал подготовил: Сергей Прибытков

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа