Тяжелая судьба 41-го
Мало кто помнит, но в начале своей жизни
41-й стоил дороже "восьмерок" и "девяток". Причем это было совершенно оправданно - "Москвич" по всем параметрам на класс выше. Большая, комфортная машина, с передним приводом, да и вообще - вполне передовой конструкции. Например, пятиступенчатая КПП впервые появилась именно на нем! Неудивительно -
41-й был в немалой степени слизан с
"Ауди-100". Настолько тщательно, что многие детали подвесок взаимозаменяемы, а если значок АЗЛК поменять на колечки, то с фасада можно легко обознаться.
|
"Москвич" и "Ауди" - не братья, но родственники |
Кстати, существует версия, что
41-й содран вовсе не с "Ауди", а с французской
Simca-1308. Действительно, внешне эта машина (кстати, "Автомобиль 1976 года") действительно похожа, да и при разработке использовалась. Однако не в качестве прототипа, а в качестве ходового носителя агрегатов. За рубежом такая практика широко распространена. Эти модели называют "мулами". Однако отличия от "Симки" сразу состояли в компоновке моторного отсека: продольное расположение двигателя вместо поперечного и, соответственно, совершенно другая конструкция трансмиссии (сцепления, коробки передач и главной передачи). Потом нашли более рациональные решения по агрегатам шасси: передняя подвеска с качающейся свечой и задняя пружинная подвеска на продольных рычагах вместо торсионных подвесок у "Симки", рулевой механизм с верхним расположением рейки, четырнадцатидюймовые колеса. Новые агрегаты трансмиссии и шасси потребовали разработки полностью нового основания кузова. Перечень отличий можно продолжить, но, наверное, проще сказать, что от "Симки" осталось: часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стекол. А вот конструктивное сходство с "Ауди" заметит любой, кто хоть раз заглядывал в подвески этих машин.
|
Simca-1308 |
По удобству посадки водителя российский автопром и по сию пору не подошел даже близко ни в одной из своих моделей к
41-му. И вообще,
41-й - просто образец того, как нужно делать салон. Просторный, с высокой крышей, водитель не толкается локтями с пассажиром, а сзади спокойно сидят именно трое, а не "два с половиной", как в "десятке". При этом аэродинамика лучше, чем у "зубил", а задняя дверь поставлена под правильным углом и не загаживается дорожной грязью - почему-то этот угол удался только на
41-м. В общем, "Ауди" есть "Ауди" - что тут говорить...
|
Габаритные размеры |
На удивление хороши оказались и потребительские качества.
41-й отлично держит дорогу на высоких скоростях - большие колеса, широкая база, продольно расположенный двигатель и немецкая кинематика подвесок тому порука. Однако учтены и отечественные реалии - вместимость машины со сложенными задними сиденьями превосходит таковую у "четверки", которая в нашей стране является эталоном универсала, процентов на 25 - поскольку кузов шире. Да и проходимость для монопривода уникальная - несмотря на небольшой клиренс, большие, хорошо нагруженные продольным агрегатом ведущие колеса вытаскивают машину и из песка, и из снега, и из грязи. В общем, хорошая машина, без вопросов. Только... невезучая.
Первым делом,
41-му не повезло с силовым агрегатом. "Ауди" с мотором от
412-го "Москвича" - срам да и только. Старинный, слабосильный и низкооборотистый двигатель категорически не подходил к современной машине. Недостаток тяги пытались компенсировать растянутыми передаточными числами в коробке - но неудачно. Слишком короткая первая и слишком длинная третья превратили движение в городе в поединок нервов - правда, на четвертой-пятой можно было уже катиться в свое удовольствие, но четвертую стоило включать на скорости не ниже
70 км/ч, иначе тяги таки не хватало. Как говорили бывалые "москвичисты": "В городе - обплюешься, на трассе - не нарадуешься". Полутора литров рабочего объема настолько очевидно не хватало для тяжелой машины, что это стало понятно даже производителю. Из несчастного пенсионера - двигателя УЗАМ - начали тянуть последние жилы, увеличивая объем до 1,7, потом до 1,8, а под конец и до 2 литров. Это сразу же сказалось на ресурсе и без того не слишком надежного мотора: он обрел несвойственную ему раньше склонность к перегреву и начал проситься на капиталку при пробеге в сто тысяч, а то и раньше...
|
Пятиступенчатая КПП - первая в России |
Поиски подходящего двигателя продолжались - на
41-й приспособили вазовский мотор 2106 объемом 1,6 литра. Он тоже был откровенно слабоват (все ж таки
41-й - не "шестерка", весит почти в полтора раза больше), но хотя бы ресурс у него был выше, чем у УЗАМа. Однако самый неожиданный ход конем завод АЗЛК совершил, засунув под обширный капот "Москвича" двухлитровый двигатель "Рено". Так появился автомобиль, сразу прозванный "Реногор", диковинный гибрид бульдога с носорогом. Слов нет, мощный, современный впрысковый двигатель преобразил машину - "Реногор" летал как пуля, практически не уступая своему прототипу "Ауди". К мотору приурочили легкий рестайлинг внешности, новые кресла в салоне (с интегрированными подголовниками вместо твердых цельнолитых москвичовских недоразумений) и остромодную в те годы окраску металликом. Казалось, что еще чуть-чуть - и мы получим прекрасный и недорогой автомобиль, но... Тут
41-му опять не повезло. Грянули
90-е годы с их неразберихой и бестолковщиной.
|
Силовой агрегат УЗАМ |
Новый мощный мотор отчетливо выявил недостатки
41-го. Недостатки не конструктивные, но производственные: слабая подвеска не выдерживала скорости, некачественные "гранаты" приводов просто срезало возросшим крутящим моментом, а жидковатый кузов деформировался от нагрузок. Все это достаточно легко лечилось владельцами: импортные ШРУСы и стойки, парочка дополнительных сварных швов - и машина обретала нормальную жизнь. Понятное дело, что довести до ума несколько очевидных слабых мест мог и завод, но фантасмагория
90-х годов начисто сорвала крышу руководству АЗЛК, превратив его в главное посмешище российского автопрома. Тут
41-му не повезло в последний раз.
|
"Москвич" - труженик |
Вместо того чтобы довести до ума вполне неплохую и популярную в народе машину, завод начал производство малосерийных "суперкаров" с пафосными до идиотизма названиями "Князь Владимир" и "Юрий Долгорукий". Естественно, такие несовместимые с жизнью имена немедленно подверглись трансформации: "Князь Вован" и "Юрий Долгопрудный" несколько лет являлись объектами весьма злых анекдотов.
41-й же доживал на конвейере как бедный родственник своих самозваных князей-потомков. Качество сборки упало ниже плинтуса, машины выходили с завода некомплектными, и, самое главное, АЗЛК перешел на упрощенную технологию производства кузовов, что означало поганый дешевый металл, отсутствие грунтовки и антикора. Машины начинали гнить уже во дворе завода, а через два года напоминали найденный на помойке дуршлаг. Репутация
41-го была погублена безвозвратно.
|
"Князья": "Иван Калита", "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир" |
Завод АЗЛК еще несколько лет лежал под финансовой капельницей, в редких предсмертных судорогах рожая очередных "княжеских" ублюдков, но в конце концов закономерно издох под грузом собственного идиотизма. Туда ему, в общем, и дорога - однако жаль, что вместе с ним исчез и автомобиль, который имел все шансы на долгую и счастливую жизнь.
41-му в его короткой жизни отчаянно не повезло. К сожалению, даже автомобили родителей не выбирают...